Вы находитесь здесь: Главная > Тюнинг мотоциклов. > Сделаем электрику мотоцикла не хуже чем у автомобиля.

Сделаем электрику мотоцикла не хуже чем у автомобиля.

Меняем допотопную электрику мотоцикла новой.

Абсолютно все отечественные мотоциклы, да и многие импортные, оборудуют на заводе очень простой и ненадёжной системой электрооборудования, которая даже с штатными маломощными комплектующими, работает нормально совсем не долго. А что уж говорить, если вы задумаете заменить например штатный сигнал или фару более мощной, то сразу же начинаются проблемы. Штатная проводка или пульты управления не выдерживают возросшей нагрузки и начинают подгорать или плавится. Контакт пропадает и в итоге новая фара или сигнал, или работают через раз, или уже вообще не работают.

То же самое произойдёт, если вы наконец то приобретёте более мощный генератор, например 500 ватный Денсо для отечественных опозитов. Ну или установите ещё более мощный генератор на 700 ватт, описанный в этой статье, который позволит оснастить ваш мотоцикл уже вполне взрослой музыкой, установить на байк две дополнительные фары, парочку мощных сигналов, подогрев рукояток руля, и множество других благ, позволяющих ездить в тёмное время как днём. Поэтому настоятельно советую установить такую электростанцию. Как это сделать вы узнаете кликнув по ссылке выше, читайте на здоровье.

Штатные переключатели на руле (пульты), провода и контакты на вашем мотоцикле начнут греться, подгорать, и в итоге почти вся электрика вашего байка выйдет из строя, и как правило в тёмное время суток. Ведь вся электрика многих отечественных мотоциклов, да и многих иномарок, рассчитана на жалкие 150 ватт, предусмотренные многими мото-заводами как достойное «благо» для нашего брата мотоциклиста. Я считаю это несправедливо, и мотоцикл по удобству и энерговооружённости, не должен уступать автомобилю ни в чём, и даже превосходить его, так как считается более травмоопасным, чем автомобиль.

Электросхема подключения реле и предохранителей.

Электросхема подключения реле и предохранителей. 1,2,3,4,5,6,7 — предохранители.

Как этого добиться, ну и доказать заводским инженерам мото-заводов, что им очень нужно пройти школьный курс физики? Да очень просто — установить на мотоцикл систему электрооборудования, работающую по такому же принципу как и на автомобиле. Потребуется проложить новые провода, но с использованием автомобильных комплектующих — реле, согласно приведённой мной электро-схеме. Эта электро-схема отработана годами на всех современных автомобилях, и в ней реле берут на себя функции силовых переключателей мощных потребителей электроэнергии. Ну а штатные маломощные пульты вашего байка, разгрузятся, и будут всего лишь управлять этими автомобильными релюхами. И уже никаких проблем с пропадающими (подгорающими) контактами возникать не будет.

Отечественные ненадёжные предохранители, непонятного вида и назначения, с вечно пропадающими контактами, тоже меняются на фирменные преды П-образного типа, которые надёжно фиксируются в своих местах, в отличие от древних отечественных.

Реле света.

Реле со снятой крышкой.

Штатное тепловое реле поворотов отечественного мотоцикла, имеющее безобразный вид и габариты, тоже заменяется на миниатюрное реле поворотов от ВАЗ-2108, которое к тому же при работе издаёт хорошо слышимые щелчки, оповещающие водителя о своей чёткой работе. К тому же это реле позволит установить на ваш байк аварийную сигнализацию (будут работать все четыре поворотника). Включенная аварийка позволяет мне останавливаться под запрещающими знаками, в случае какой то неисправности, ну или просто перекура.

Блок реле и предохранителей от иномарки.

Блок реле и предохранителей от иномарки. Один ряд предохранителей можно аккуратно отпилить, и блок станет меньше.

Для осуществления всей этой затеи, потребуется купить главный компонент — блок реле и предохранителей от какой то японской малолитражки, чтобы он был небольших габаритов, позволяющих уместить его под седло вашего байка (советую поискать на японской авто-разборке). Блок современных отечественных автомобилей имеет завышенные габариты, поэтому для наших мото-целей не подойдёт.

Если вы найдёте блок, габариты которого немного не вписываются в раму вашего байка, то можно схитрить с помощью ножовки по металлу, и блок влезет. Только не думайте, что пилить нужно раму, нет — отпилить нужно будет часть блока. Некоторые блоки позволяют аккуратно отпилить часть корпуса с предохранителями, и в итоге вы получите уже два блока, но гораздо меньших размеров. Останется закрепить блоки в разных местах, и соединить эти два блока с помощью проводов.

Блок реле и предохранителей меньшего размера

Блок реле и предохранителей меньшего размера. Такой блок можно установить на мотоцикл, у которого не так уж много потребителей. Естественно лишнее железо и разъём следует отрезать.

Потребуются так же новые провода более толстого сечения (примерно в полтора раза толще, чем штатные), несколько предохранителей, ну и реле света, которые можно установить и на сигнал. Почему именно реле света, а не сигнала. Да потому, что реле сигнала рассчитано на кратковременную работу, и при подключении к ней фары, может перегреться и выйти из строя. Поэтому покупаем только реле света — ориентируемся по приведённой мной для этого маркировке. Реле света маркируется: 113.3747, или 90.3747-10. Ну а маркировка реле для сигнала такая — РС528.  Если кто то захочет подключить на свой байк блог розжига для ксеноновой лампы, естественно его тоже подключаем через реле. Схема приведённая мной условна, и при подключении дополнительного потребителя используйте ещё одно реле, 87 контакт которого тяните к потребителю, ну а 30 вывод от реле подключайте обязательно через предохранитель, соответствующего номинала (ампеража). Думаю на схеме всё просто и понятно.

Подключать все реле в блоке следует поочерёдно, согласно приведённой электро-схемы, а минусовую клемму аккумулятора советую подключить через выключатель массы, который по приезду в гараж, всегда советую отключать. Ведь при долгой стоянке, обмотка некоторых генераторов потребляет незначительный ток, и через определённое время (у всех по разному) может посадить аккумулятор.

Установив и подключив все релюхи и предохранители в блоке, теперь для замены сгоревшего реле или предохранителя, требуется минимальное время, а нужную автомобильную запчасть, легко купить в первом попавшемся автомагазине. Хотя за девять лет эксплуатации моего байка, ни разу ничего не сгорело. Главное правильно подобрать номиналы предохранителей, номиналы подбираем согласно электро-схемы автомобиля. Здесь всё просто. Например вы установили сигнал улитку от автомобиля Волга, значит ищем волговскую электро-схему, и на ней находим номинал предохранителя для сигнала, ну и устанавливаем предохранитель с таким же номиналом (в амперах) себе на мотоцикл.

Замок зажигания тоже советую подключить через реле, которое разгрузит его, и контакты замка прослужат много лет без подгораний. Особенно в случае с добавлением дополнительных потребителей (второго сигнала, дополнительных фар, подогревателей рукояток руля, и т.д и т.п.)

Теперь поговорим об монтаже электропроводки, то есть об внешнем виде. Каким бы не был красавцем ваш кастом внешне, его внутренности тоже нужно довести до ума, ведь это же не аппарат для простоя на выставке, а прежде всего машина для покорения расстояний и получения удовольствия от поездок. Очень важно для внешнего вида правильного кастома, спрятать с глаз, по возможности, все провода и разъёмы. Глупо оставлять на виду «сопли» электропроводки, которые вполне возможно спрятать.

Жгуты проводов выходящие из рулевых пультов управления, прячем в трубу руля и выводим их уже под траверсами. Для этого в трубе руля, в месте крепления пультов, сверлим отверстия не более 6 мм (чтобы не ослабить руль), а если жгут проводов не проходит в такое отверстие, то с помощью бор-машинки делаем отверстие овальным. Далее в районе закрепления руля в стойках, сверлим такие же отверстия в трубе руля снизу, и затем в самих стойках сверлим отверстия, но уже большего диаметра (у меня 8 мм). Всё зависит от толщины прутка стойки (держателя руля). В итоге провода от пультов выводим прямо под траверсами и далее тянем их в отверстие в раме, в районе рулевой колонки (ну или хотя бы под бак).

Здесь хочу заметить, что на всех отечественных мотоциклах, да и иномарок тоже, в районе рулевой колонки жгуты от рулевых пультов подсоединяются к основной проводке мотоцикла через клеммные колодки, в которые попадает влага. В итоге в этих соединениях клеммы окисляются, появляется переходное сопротивление и в итоге потеря напряжения, доходящая до 1-2 вольт! Эти клемные колодки устанавливают на заводах скорей для упрощения сборки мотоцикла, чем для удобства. Скажите, неужели мы так часто снимаем руль с мотоцикла? Да уж если и потребуется снять руль на отечественном мотоцикле, то сделать это можно всего лишь сняв пульты и трос газа.

В любом случае, от любых клеммных колодок советую избавляться, и протягивать цельные провода. От этого на вашем байке напряжение приходящее к потребителям, будет такое же как и на аккумуляторной батарее (без потерь). Протягивая провода через отверстия в жестянке (крылья, бардачки, фара) обязательно используем специальные резиновые колечки, которые не дадут проводам перетереться об острую кромку металлической детали. Если уж не найдёте в продаже эти колечки, используйте хотя бы обрезки резиновой трубки.

Так же настоятельно советую заземлить стоп сигнал и поворотники отдельными минусовыми проводами, с ними будет надёжнее и масса не будет пропадать, как это обычно бывает на заводских мотоциклах, из-за коррозии.

Ну а если кто-то желает ещё более увеличить силу света на своём байке и ездить по загородным трассам ночью как днём (не хуже самых современных автомобилей) то можно установить на свой мотоцикл ксенон, а как это сделать желающие читают тут.

Дополнительные фары

Дополнительные фары, плюс мощные светодиоды нового поколения на дугах, позволяют видеть дорогу ночью как днём. Обратите внимание, что все провода спрятаны в трубах.

Выполнив все действия и советы, изложенные в этой статье, вы получите аппарат, способный потягаться в мощности света, сигнала, музыки, подогрева руля и сиденья, и многими другими благами, с любым серийным автомобилем, и даже превзойти его. И уже ни один наглый водитель автомобиля, увидевший на встречке одинокую фару мотоцикла, уже не попытается ослепить вас своим мощным светом. Ведь стоит вам сделать всего лишь один щелчок переключателем, и у вас вспыхивают ещё две дополнительные фары, способные осветить всё вокруг, не хуже любого автомобиля. Успехов всем!

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

10 комментариев к записи “Сделаем электрику мотоцикла не хуже чем у автомобиля.”

  1. Роман (Таганрог):

    Здравствуйте Олег.Спасибо за ваши публикации,внимательно их читаю и для себя узнал очень много полезного.У меня у Вам вопрос следующего характера.Столкнувшись сейчас с переделкой электрической схемы с использованием авто реле(мото Днепр) встал перед дилеммой установки реле в цепь с катушкой зажигания.Я установил коммутатор и реле заряда с Ваз 2108 и перед этим просмотрев схемы увидел что во всех используют реле перед ними.Тут же появилось сомнение о паразитных наводках в электронные схемы,так стоит ли его ставить как сугубо защиту замка зажигания или нет?И еще закладывая сечения проводов(по вашей рекомендации протянул от пультов провода цельной магистралью)я использовал сечения 0.75 и если соединить цепь без реле с этими потребителями не приведет ли это к оплавлению провода.Заранее спасибо за ответ!

  2. олег:

    Доброго времени суток Роман. Реле (я имею ввиду обычное реле света) используют не для коммутатора и катушки зажигания, а для замка зажигания, что бы разгрузить его контакты (что бы они меньше подгорали — на схеме в статье я просто не нарисовал замок зажигания — условно клема замка зажигания — это точка подсоединения провода, рядом с предохранителем под номером 7).
    И на работу коммутатора, катушки, или другого потребителя, реле которое разгружает замок зажигания никак не влияет и никакие паразитные наводки не возникают. Ведь работа реле — это просто понизить силу тока на контактах и соединить эти контакты с гораздо меньшим током. Поэтому если у вас много потребителей, да ещё и слабенький замок зажигания (от мотоцикла), то установить релюшку, которая будет разгружать замок зажигания и его контакты — есть смысл, замок дольше проживёт.
    Если же у вас мало потребителей и стоит мощный автомобильный замок зажигания, то реле можно не устанавливать.
    Теперь насчёт сечения проводов. Сечение провода зависит от мощности потребителя. Например ваш провод может работать нормально с одним сигналом, но когда установите сигнал помощнее, то провод начнёт греться. Поэтому точно не могу сказать, приведёт ли у вас к оплавлению провода его небольшое сечение, так как не знаю какой мощности у вас потребители (фара, сигнал и т.д.)
    Если установить даже тонкие провода и пустить их через предохранители, то скорей всего сгорит предохранитель, прежде чем начнёт плавиться провод (хотя это зависит от номинала преда).
    Но всё же советую подключить эти провода не только через предохранители, но и через реле, так намного надёжнее. К тому же если подключить любые провода, даже толстые, но без реле, то при мощных потребителях будут подгорать контакты в рулевых пультах, поэтому релюхи очень полезны.
    Ну и последний совет: никогда не экономьте на сечении меди (проводов) и всегда ставьте с запасом по толщине. Ведь разница в цене проводов небольшая, и мотоцикл — это не автобус, проводов здесь не очень много. Если у вас возникают сложности с подбором и расчётом сечения провода (в зависимости от потребляемого тока), то откройте капот любой машины и обратите внимания на толщину проводов, приходящих к потребителям и мощность этих потребителей в ватах (сигналу, фарам, катушке зажигания, на генератор естественно ставится провод толще и так далее, надеюсь понятно). И ставьте провод такой же толщины, или чуть потолще, но не тоньше. Удачи.

  3. LigaLIghts:

    штатную электросистему мотоцикла вообще не стоит дополнительно нагружать?
    установил RGB ленту.3 метра (43Вт;3.6А;12 вольт соответственно)
    Акум не заводит двигатель спустя два вечера поездок))
    что делать в сложившейся ситуации?
    есть ли допустимый предел для доп электрики?
    Благодарю

  4. олег:

    Здравствуйте. Допустимый предел для дополнительной электрики несложно вычислить, если посчитать количество штатных потребителей на вашем мотоцикле, уточнить сколько ватт потребляет каждый потребитель (система зажигания, фара и т.д.) затем сложить количество потребляемых ватт каждого потребителя и сравнить сумму потребляемых ватт всех штатных потребителей с мощностью генератора, установленного на вашем мотоцикле (мощность генератора в ватахх разумеется тоже узнаем в мануале байка, кстати мощность генератора пишется на самом генераторе). Если к примеру мощность генератора составляет 200 ватт, а все штатные потребители потребляют 150 ватт, то значит примерно не более 50 ватт должны иметь дополнительные электрические потребители. Почему примерно? Потому что зачастую в поездке не все потребители используются — ведь сигнал или поворотники работают лишь изредка. Поэтому их можно при подсчёте количества потребителей считать лишь условно. И ещё — если установить аккумулятор, который ощутимо мощнее штатного (установленного на заводе) то мощность дополнительных потребителей можно увеличить.
    Теперь что касается конкретно вашего случая: если у вас общая потребляемая мощность потребителей (как штатных, так и дополнительных) не превышает мощность генератора, но батарея разряжена, то проверьте систему зарядки — точнее реле-регулятор и генератор (о проверке реле-регулятора и генератора у меня есть статьи на сайте — поищите в карте сайта). Возможно у вас недозаряд батареи не от дополнительных потребителей, а от неисправностей в системе заряда.
    И ещё один совет, если у вас всё в порядке с зарядкой, то установите на руль амперметр — он поможет вам проследить, при включении какого потребителя начинает разряжаться батарея. Удачи.

  5. Борис:

    Точно не понял, все реле в схеме устанавливать 90.3747-10?
    Куда питать третий контакт реле?
    Как в схеме подключить реле до предохранителей или после?
    Спасибо

  6. олег:

    Здравствуйте. На свет устанавливаем реле света, на сигнал — реле сигнала, на повороты — реле поворотов. Естественно все эти реле отличаются по конструкции и маркировке (а реле поворота отличается ещё и количеством выводов — их всего три, а не четыре) и точную маркировку каждого реле (света, сигнала или поворотов) можно узнать, попросив в магазине какое либо реле, смотря для чего оно предназначено (для сигнала, для фары, для поворотов).
    Какой третий контакт? ели вы имели в виде контакт под номером 86, то подключаем его на массу (раму мотоцикла или на минусовой штырь батареи).
    Все реле подключаем после предохранителей (предохранители подключаем до реле) — на схеме это хорошо видно. Чтобы увеличить схему, нужно кликнуть на неё два раза. Удачи.

  7. Алекс:

    Здравствуйте, вот уже прочтена очередная Ваша статья, читаю и про мото и про авто, поскольку нравится и содержание и наполнение. Все всегда интересно и ссылки на другии статьи не отвлекают, а наоборот увлекают в еще более интересную инфу. Спасибо Вам, что вы есть.
    Прочитав эту статью, сразу примеряешь все на себя, но поскольку с электрикой не особо дружу, осмелюсь задать вопрос, а сколько же реле и предохранителей нужно на иж юпитер? По моим подсчетам штук семь, не много ли? Что скажите и как четко можно определить.
    За ранее благодарю.

  8. олег:

    Здравствуйте Алекс. Благодарю за добрые слова! Что касаемо установки реле, которые будут разгружать контакты на вашем Юпитере, то нет смысла их устанавливать на каждый потребитель, тем более штатный (заводской). Реле нужны только лишь для достаточно мощных потребителей, таких как свет, или сигнал. Установка реле на мощные потребители продлит срок службы штатных контактов включателя этих потребителей.
    Но более всего нужно устанавливать реле в том случае, ели вы например решили установить дополнительный потребитель к штатному. К примеру у вас стоит штатный маломощный сигнал, но вы решили добавить к нему ещё один такой же (запаралелить их), ну или вместо штатного сигнала установить более мощный от Волги. Вот в таком случае и нужно устанавливать реле, Иначе штатные контакты включателя сигнала начнут подгорать, ведь они рассчитаны на гораздо меньшую нагрузку штатного сигнала — здесь и выручит реле, которое разгрузит контакты включателя более мощного (Волговского) сигнала. По такому принципу делаем и со светом (если к примеру установите дополнительную фару, или установите более мощную лампу, вместо маломощной штатной лампы). Ну а другие потребители (штатные маломощные, например система зажигания, габариты и т.п.) можно оставить и без реле.
    Ну а предохранители желательно установить на все потребители, ведь это предотвратит сгорание всех проводов, в случае их перетирания и замыкания (особенно проводов, проходящих в крыльях), но можно и сэкономить на их числе, если сделать количество предохранителей вдвое меньше, то есть устанавливать их не на каждый потребитель, а на каждые два потребителя всего один предохранитель. Но разумеется этот предохранитель должен быть в два раза мощнее по номиналу. Ну и придётся нарисовать собственную схему, на которой вы отметите, где и за какие два потребителя отвечает какой то конкретный предохранитель. Так гораздо удобнее выявлять неисправности. Но на мотоцикле не так уж и много потребителей и поэтому можно установить и на каждый потребитель по собственному предохранителю (особенно на те провода, которые могут перетереться). Думаю с этим понятно, удачи.

  9. Алекс:

    Благодарю за столь развернутый ответ. Итак, если я все верно понял, то нужно три реле (при условии более мощных потребителей) это одно на сигнал и два на фару, также одно реле поворотов и еще одно реле на замок зажигания — в итоге пять. Ну еще одно реле в случае установки подогрева на ручки, сиденья. Все верно?

  10. олег:

    Да, всё верно. А если к примеру замок зажигания установить более мощный (например я установил на свой Днепр замок зажигания от Волги, вместо допотопного днепровского) то на более мощный замок зажигания реле не потребуется.

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.