Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Замена термостата.

Замена термостата.

Замена термостата на любом автомобиле или мотоцикле может потребоваться при перегреве двигателя или наоборот, когда мотор не прогревается до рабочей температуры. В этой статье будет описано как удостовериться, что термостат вышел из строя и как его заменить на большинстве машин. 

Конечно же порядок работы и замена термостата на разных машинах может несколько отличаться, и описать последовательность работ на разных автомобилях в одной статье нереально. Но всё же заменить термостат на большинстве машин совсем не сложно, ведь принцип его работы, а значит и его расположение на разных машинах почти одинаково.

Для начала следует слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения вашей машины, открутив сливной болт-пробку из нижней части радиатора, или просто снять нижний резиновый патрубок с радиатора, если сливной болт закис и его проблематично открутить.

Чтобы найти термостат на любом движке новичку, который никогда этим не занимался, следует найти месторасположение термостата именно на вашей модели двигателя в мануале этого мотора, или просто прочитать, то, что будет описано ниже.

Любой термостат нужен для того, чтобы при достижении охлаждающей жидкостью определённой температуры, он открылся и прогретая жидкость начала циркулировать уже не по малому кругу (см. рисунок слева), а по большому — через радиатор, и благодаря этому мотор не перегреется. Надеюсь с этим понятно, и если это так, то термостат 8 на любом моторе расположен между двумя резиновыми патрубками — между нижним патрубком радиатора (см. рисунок) и помпой, которая качает охлаждающую жидкость.

Ну и имеется ещё один патрубок, указанный красной стрелкой на рисунке, после которого резиновый шланг- патрубок раздваивается на два шланга (с помощью трубного уголка), один из которых идёт на верхний патрубок радиатора, а второй идёт в головку двигателя (точнее в рубашку охлаждения мотора). На некоторых машинах редких моделей термостат может располагаться чуть по другому, но не так, что бы его было сложно найти.

Теперь ещё один нюанс: есть термостаты неразборные (например как на ВАЗ классике), у которых корпус завальцован и термоэлемент нельзя снять. И хотя для русских кулибиных не бывает неразборных деталей, но зачем его развальцовывать, когда новый термоэлемент продаётся вместе с корпусом, а не отдельно.

Но на большинстве импортных машин, корпус термостата легко разбирается, чтобы извлечь термоэлемент, и новый термоэлемент для таких машин продаётся отдельно (без корпуса). И чтобы заменить термоэлемент достаточно открутить пару болтов и вскрыть корпус. На машинах с неразборным корпусом, следует просто отсоединить от патрубков корпуса термостата шланги системы охлаждения.

Но прежде чем бежать за новым термостатом, его следует проверить на работоспособность. Возможна причина перегрева мотора (или наоборот недобора рабочей температуры) не в термостате, а в неисправности насоса системы охлаждения — помпы (как перебрать помпу читаем тут). Как точно проверить термостат (его открывание при нужной температуре) прямо на двигателе или отдельно от двигателя, я написал подробно вот в этой статье и мне нет смысла повторяться.

Скажу только самое главное: если на вашей машине двигатель прогрелся до рабочей температуры, и стрелка указателя температуры на панели приборов начинает подползать к красной зоне, но при этом нижний резиновый шланг, приходящий от термостата к нижнему патрубку радиатора до сих пор холодный, то термостат так и не открылся и он неисправен.

Бывает наоборот, клапан неисправного термостата заклинивает в открытом положении, и тогда мотор будет постоянно работать по большому кругу и очень долго прогреваться. И возможно зимой, двигатель при постоянно открытом термостате, так и не прогреется до рабочей температуры. В обоих случаях термостат следует заменить.

Если на вашей машине, или мотоцикле, термостат действительно неисправен, то тогда следует произвести замену термостата на новый, что и будет описано ниже. Причём будет описана замена термостатов двух типов: как с неразборным корпусом, так и с разборным.

Замена термостата с неразборным корпусом.

Замена термостата

 

 

Такие термостаты как правило стоят на отечественных машинах прошлых годов выпуска, или на древних иномарках.

 

 

 

Для замены термостата неразборного типа необходимо сделать следующее:

 

 

 

  • Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения (открутив болт пробку внизу радиатора).
  • Откручиваем хомуты резинового шланга, соединяющего верхний патрубок термостата и патрубок головки двигателя (cм. фото выше) и верха радиатора (потом снимаем этот шланг).
  • Откручиваем хомуты резинового шланга, соединяющего средний патрубок термостата и патрубок помпы (насоса охлаждающей жидкости),потом снимаем этот шланг .
  • Откручиваем хомуты резинового шланга, соединяющего нижний патрубок термостата и нижний патрубок радиатора (потом снимаем этот шланг).
  • После снятия перечисленных выше шлангов с трёх патрубков термостата, он оказывается у вас в руках. Ну а подсоединить к трём резиновым шлангам новый термостат (в обратном порядке) и затянуть хомуты на шлангах не составит труда.

На некоторых машинах, например на Вазовских свежих моделей, или на некоторых иномарках, могут быть дополнительные патрубки, уходящие на печку (отопитель салона) но новички могут сделать несколько снимков хотя бы мобильником и при замене термостата новым, подключить все патрубки на свои места будет легко, согласно фотографиям. Но как правило ошибиться на большинстве машин трудно даже без фото, так как те же патрубки и шланги для печки, имеют меньшие диаметры, чем патрубки идущие к радиатору и помпе.

Замена термостата (термоэлемента) с разборным корпусом.

Замена термостата Такие термостаты устанавливают на современные машины и мотоциклы с жидкостным охлаждением и при замене неисправного термоэлемента исправным, разборный корпус остаётся тот же. Разумеется покупается только лишь новый термоэлемент, который продаётся без корпуса.

Чтобы заменить неисправный термоэлемент на большинстве машин, от патрубков разборного термостата даже не нужно отсоединять шланги, достаточно открутить два или три болта, скрепляющих половинки корпуса термостата и разъединить корпус на две части. При этом, за счёт упругости резиновых шлангов, есть возможность отделить верхнюю половину корпуса от нижней (не снимая шланги) и извлечь неисправный термоэлемент.

При извлечении старого неисправного термоэлемента, запомните в какую сторону был установлен клапан термоэлемента. И хотя на некоторых моделях машин клапан по другому не встанет (упрётся в корпус), но всё же не помешает запомнить как стоял старый термоэлемент в его корпусе.

Замена термостатаИ ещё, обратите внимание на состояние старой резиновой прокладки (резинового кольца показанного на фото слева), её желательно заменить новой. Некоторые термоэлементы продаются с новой прокладкой, а некоторые нет и разумеется желательно покупать новый термоэлемент с новой прокладкой.

На упаковке нового термоэлемента должна быть указана температура начала открывания клапана и разумеется эта температура должна соответствовать температуре, указанной в мануале вашего двигателя.

И ещё один важный момент: сверившись с температурой на упаковке и купив новый термоэлемент, перед установкой его на двигатель вашей машины, проверьте начала открывания клапана с помощью градусника (подробнее как это сделать ссылка на статью выше в тексте). И если градусник покажет, что температура начала открывания клапана точно такая же как на упаковке, то тогда можно устанавливать такой термоэлемент на двигатель (если нет, то несите его назад в магазин).

Поверьте — это не помешает сделать, так как мне не один раз попадались термостаты, температура открывания которых не соответствует заявленной на упаковке. Причём покупались не какие то дешёвые китайские, а фирменные термоэлементы.

Если термоэлемент соответствует нужной температуре открывания, то вставляем его между половинками корпуса термостата, так чтобы кольцевая прокладка встала в предназначенную для неё колцевую проточку в корпусе, и затем соединяем половинки и равномерно стягиваем их болтами.

Усилие при затяжке болтов корпуса термостата прилагаем небольшое, чтобы не погнуть фланцы корпуса, сделанного из довольно мягкого сплава. Резиновая кольцевая прокладка надёжно справится с герметичностью корпуса, даже при небольшом усилии затяжки болтов корпуса. Лучше недотянуть крепёж, чем перетянуть. Ведь если после заливки охлаждающей жидкости, при работе двигателя, обнаружится течь, до болты корпуса можно подтянуть в любой момент.

И последнее. После замены термостата, прежде чем заливать слитую охлаждающую жидкость, дайте ей отстояться, чтобы осела вся грязь, присутствующая в ней. И обратите внимание на цвет Антифриза или Тосола. Если он имеет признаки ржавчины, грязи, и если после отстаивания жидкости на дне тары обнаружится много грязного осадка, то не спешите заливать охлаждайку в систему. Так как её необходимо промыть. Как это правильно сделать и с помощью чего, я подробно описал вот в этой статье.

Если не промыть систему охлаждения, загрязнённую различными примесями (продукты коррозии, грязь и т.п.) то помпа, да и термостат тоже, долго не протянут.

Напоследок советую почитать вот эту полезную статью, в которой описано как переделать штатный термостат так, что в любой мороз не нужно будет ставить картонные заслонки на радиатор, и при этом будет в салоне всегда тепло.

Вот вроде бы и всё. Надеюсь, что с помощью этой статьи, любой начинающий водитель сможет произвести замену термостата своими руками, не прибегая к услугам автосервиса, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.