Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Замена тяг или рулевых наконечников.

Замена тяг или рулевых наконечников.

Замена тяг или их рулевых наконечников может потребоваться после определённого пробега любого автомобиля, и чем хуже условия эксплуатации (хуже дороги), тем быстрее изнашиваются шаровые наконечники рулевых тяг. В этой статье, больше рассчитанной на новичков, будет подробно описано устройство, принцип работы и поэтапная последовательность работ по замене изношенных наконечников рулевых тяг.

Прежде чем начать описывать, как определить, что пора менять рулевые наконечники, а также сам процесс замены, для начала стоит немного описать устройство и принцип работы рулевых тяг. Устройство и работу всего рулевого управления (а так же его неисправности и обслуживание) желающие могут почитать перейдя вот по этой ссылке. Ну а здесь будет описано лишь то, что касаемо непосредственно рулевых тяг и их шаровых наконечников.

Рулевая тяга — устройство и принцип работы.

наконечники рулевых тягСами боковые рулевые тяги (правая и левая), связанные через шаровый шарнир как с правым поворотным рычагом (кулаком), так и с левым, по сути представляет из себя стальной прут (или трубу), на конце которого нарезана резьба, для подсоединения к корпусу шарового рулевого шарнира (в котором имеется ответная резьба), который со временем изнашивается.

Причём боковые рулевые тяги, как правая, так и левая, имеют резьбу для крепления шарового шарнира только с одного наружного конца. Причём резьба служит не только для крепления шаровых наконечников к самим рулевым тягам (например при их замене), но ещё и для регулировки углов схождения колёс.

А более длинная средняя тяга 3 (её ещё называют поперечной), имеет на каждом конце резьбу, для крепления шарового шарнира (пальца). Всё это видно на рисунке чуть ниже (чтобы увеличить рисунок, нужно кликнуть на него два раза и более крупный рисунок откроется в отдельной вкладке) и из рисунка понятно, что основное назначение рулевых тяг — это передача усилия на колёса (для их поворачивания) от вращения рулевого колеса. На некоторых автомобилях конструкция тяг (например средней тяги) может немного отличаться, но отличия не существенные и принцип устройства практически одинаковый на большинстве машин.

рулевое управление классических ЖигулейИсходя из выше описанного становится понятно даже новичку, что при износе шаровых шарниров наконечников рулевых тяг, появляется люфт в наконечниках и как следствие — нечёткость управления, которое передаётся на рулевой вал и хорошо чувствуется на рулевом колесе, а колёса в движении начинают рыскать и «жить своей жизнью».

Разумеется ездить с такой неисправностью не рекомендуется и изношенные наконечники рулевых тяг следует менять, а как это грамотно сделать, не прибегая к услугам автосервиса, об этом будет написано чуть позже.

Следует отметить, что само словосочетание замена рулевых тяг по сути не верно, так как сами рулевые тяги как правило не меняются — их нет смысла менять, ну лишь в редких случаях, например когда машина наезжает на дорожное препятствие (например камень) и рулевая тяга гнётся от удара и нормальное схождение колёс теряется.

А в основном меняются лишь наконечники рулевых тяг, которые устроены как и все шаровые шарниры и шаровый палец в них постепенно изнашивается и начинает люфтить в своём сферическом посадочном гнезде. Обнаружить эту неисправность совсем не сложно даже новичку.

Что подтверждает износ шаровых шарниров в наконечниках рулевых тяг?

  • Стук при проезде неровностей дороги.
  • Стук при резком вращении рулевого колеса (при сильном износе).
  • Вибрации баранки при переезде неровностей или на скорости.
  • Повышенный люфт рулевого колеса.
  • Небольшое отклонение траектории движения машины по прямой.
  • Неравномерный износ шин (при долгом откладывании ремонта).

Но более точно определить износ наконечников можно если подвесить одно из передних колёс с помощью домкрата (точнее подвесить машину). Причём вначале следует обратить внимание на резиновые чехлы наконечников и если они имеют повреждения (порваны) то скорей всего наконечники пора менять. Так как при порванных чехлах сразу начинает попадать грязь, вода и песок и всё это действует как абразив, увеличивающий износ узла. И от этого жить шаровым шарнирам остаётся всего несколько часов.

Вывесив колесо машины, начинаем пробовать расшатать руками колесо машины, в плоскости поворачивания колеса (дёргаем колесо туда-сюда). При этом, если шаровые шарниры наконечников изношены, то хорошо чувствуется люфт при дёргании колеса.

Причём на одном из колёс (в шаровом наконечнике) люфт может чувствоваться, а на другом нет. Но это не значит, что только изношенный наконечник следует заменить, а второй нет. Менять следует оба, так как в любом случае второму осталось жить совсем не долго. Да и продаются рулевые наконечники как правило в паре. Ремонту рулевые наконечники не подлежат и просто следует приобрести новые, взамен изношенных. А вот как их поменять и будет подробно описано ниже.

Замена тяг, точнее наконечников рулевых тяг.

Убедившись в том, что наконечники изношены (имеют люфты) и их пора менять, следует приобрести новые. Покупать для замены только лишь наконечники или покупать их вместе с рулевыми тягами каждый решает сам, но как было сказано выше, сами тяги не изнашиваются, а только лишь шаровые шарниры рулевых наконечников и чаще всего (и на большинстве машин) меняют только наконечники рулевых тяг — так и дешевле и проще.

Купив новые детали и вернувшись в гараж, следует приподнять переднюю часть машины с помощью домкрата и упоров (стоек), если конечно у вас нет подъёмника. Надеюсь передняя часть вашей машины была поднята заранее, для проверки состояния рулевых наконечников, как было описано выше.

И разумеется многие знают, что прежде чем приподнимать переднюю часть машины от пола для снятия колёс, следует установить её на ручник (или на первую передачу) и отжать колёсные гайки (или болты). Далее, приподняв передок автомобиля, можно уже полностью откручивать гайки колёс (или болты) и снимать колёса, так как даже при наличии смотровой ямы или подъёмника, работать всё же буде удобнее без передних колёс.

Перед работой следует сразу опрыскать проникающей жидкостью (например всем известной вэдэшкой — WD-40) резьбу наконечников, особенно резьбу самого шарового пальца и его гайки. А пока вы будете подготавливать необходимый инструмент, резьбовые соединения наконечников и тяг, покрытые грязью и окислами, откиснут и в дальнейшем откручивать будет намного легче.

Если уж детали покрыты толстым слоем засохшей грязи, или слишком окислены, то тогда желательно очистить резьбу с помощью металлической щётки, и только после этого опрыскивать резьбу проникающей жидкостью. После этого можно приступать к работе.

Для работы понадобятся не хитрый инструмент: гаечные ключи, молоток (лучше из латуни, бронзы, меди), и в некоторых случаях может потребоваться специальный съёмник (несколько вариантов таких съёмников описаны и показаны вот здесь), позволяющий выдавить конусную часть шарового пальца наконечника из своего гнезда.

замена тяги

1 — контргайка наконечника, 2 — рулевая тяга, 3 — рулевой наконечник.

Однако в большинстве случаев достаточно немного открутить гайку шарового пальца, которая указана на рисунке чуть выше красной стрелкой (а на рисунке ниже эта гайка помечена буквой Д), открутить так, чтобы она закрыла резьбу, и ударить по ней молотком (не забудьте только перед откручиванием вынуть шплинт).

Гайка, по которой вы будете наносить удары, во первых не позволит испортить резьбу, а во вторых не даст резко упасть рулевой тяге, когда конусная часть шарового пальца отделится от своего конусного посадочного места.

Выбив (или выдавив съёмником) шаровый палец рулевого наконечника из своего конусного гнезда, теперь полностью откручиваем гайку и вынув шаровый наконечник из поворотного рычага, теперь можно откручивать контргайку и после этого выкручивать изношенный наконечник с рулевой тяги.

Только здесь не следует спешить — отжав контргайку от наконечника, которая обозначена буквой Б на рисунке чуть ниже, советую тут же вернуть её на своё место, прижав её по резьбе усилием руки к наконечнику. Это позволит в дальнейшем накрутить новый наконечник в точности как стоял старый и избавит вас от регулировки схождения колёс.

замена рулевых тяг Для верности ещё можно скручивая старый наконечник рулевой тяги посчитать количество оборотов (витков резьбы) и тогда накручивая новый наконечник на резьбу рулевой тяги, вы точно не ошибётесь.

Кстати, на некоторых машинах, в том числе и наших Вазах последних моделей, наконечники рулевых тяг контрятся не с помощью контргайки, а с помощью зажимного винта, который стягивает хомут наконечника на резьбе рулевой тяги и таким образом надёжно предотвращает откручивание наконечника от рулевой тяги. И пример такой конструкции показан на фото в самом начале этой статьи.

Накрутив новые наконечники с таким же количеством оборотов, с каким были выкручены изношенные наконечники рулевых тяг, теперь остаётся вставить конусную часть шарового пальца в конусное гнездо поворотного кулака, и накрутить гайку Д, затем хорошо зажать её и вставить шплинт Е, предотвращающий её откручивание.

Кстати, советую конусную часть шарового пальца (или конусное отверстие в поворотном кулаке) смазать консистентной смазкой, например графитовой. Это не даст конусной части шарового пальца рулевого наконечника прикипеть со временем к ответному конусному отверстию поворотного кулака. И если вам понадобится когда нибудь повторить ремонт и опять заменить наконечники новыми, старые легко извлекутся, так как были предусмотрительно смазаны.

И последним пунктом при замене рулевых наконечников, будет фиксация наконечника контргайкой Б, или зажимом винта, который стягивает хомут на резьбе рулевой тяги (разумеется если на вашей машине такая конструкция). После этого советую смазать чем нибудь резьбу, чтобы предотвратить её коррозию (лучше Мовилем).

Ну а далее остаётся вернуть на место колёса машины, и замену тяг, точнее замену наконечников рулевых тяг можно считать законченной, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.