Вы находитесь здесь: Главная > Разное, но полезное. > Автоматическая коробка передач (АКПП) — что полезно знать водителю.

Автоматическая коробка передач (АКПП) — что полезно знать водителю.

Приветствую всех водителей, которые думают приобрести или уже приобрели автомобиль с автоматической коробкой передач, эта статья для вас. В ней мы подробно рассмотрим преимущества и недостатки АКПП перед обычной коробкой передач, а так же узнаем несколько советов, которые необходимо знать каждому водителю, перед покупкой машины с автоматом, или тем, кто уже имеет такой автомобиль.

Рычаг переключения АКППКак правило приобрести машину с автоматической коробкой, желают или водители новички, не желающие учиться правильно работать сцеплением, или женщины, или водители, которые каждый день ездят на работу в переполненном пробками напряжённом городском трафике. Да и инвалидам, машина с автоматом будет очень полезна. Только вот если случится что то с автоматической коробкой, а это обязательно произойдёт после пробега машины примерно в 150 — 250 тысяч км, то ремонт этого агрегата может очень сильно ударить по карману автовладельца.

Механические коробки передач, в отличие от АКПП,  при их правильной эксплуатации и своевременном обслуживании (замене масла) могут проработать гораздо больше без ремонта, а если и придётся их ремонтировать, то это можно сделать своими силами, ну или в мастерской, каких много даже в глубинке. И ремонт механики обойдётся намного дешевле ремонта автомата. Бывает даже, что водители израсходовав ресурс автомата, и узнав цену ремонта или цену новой автоматической коробки, выпучив глаза от интересных цифр, покупают на разборке механическую коробку и устанавливают её в автомобиль вместо отработанного автомата.

Поэтому прежде чем покупать автомобиль с АКПП, хорошенько подумайте, особенно если у машины большой пробег, так ли вам необходима машина с автоматом. И если вы не живёте в загруженном интенсивным трафиком городе, если вам не нужно каждый день ездить на работу в городском потоке, а наоборот вы проживаете в сельской местности или в некрупном городке, частенько ездите на дачу, или просто путешествуете по магистралям, то купите машину с механикой и у вас не будет лишних проблем.

Если честно, то я не понимаю, как автоматические коробки передач стали так популярны в Америке, с её прекрасными хайвэями (прямыми, длинными и ровными как стрела дорогами). Тем более с их большекубатурными и мощными двигателями, благодаря которым можно воткнуть пятую и пилить по магистрали забыв обо всём. Наверное всё таки потому, что производители машин завалили рынок именно машинами с автоматами, что бы привлечь клиента комфортом, в нелёгкой конкурентной борьбе.

Да и американцы по своей натуре ленивы и любят роскошь, к тому же американскую АКПП легче отремонтировать, чем европейскую (об этом ниже), ну и цены на ремонт автомата у них не сильно отличаются от цены ремонта механической коробки (по крайней мере их механики — для крутых и мощных V-образных моторов ), и сервис этот оснащён грамотными специалистами и хорошо налажен (поставлен на поток). К тому же ремкомплекты для ремонта автоматов у них есть любые, они достаточно полные и качественные.

Покупка машины с автоматической коробкой.

Но если всё таки вы решили покупать автомобиль с автоматической коробкой, то советую всё таки прислушаться к следующим советам. Естественно лучше покупать машину с автоматом новую, это знает любой, так как новая иномарка очень редко огорчает своего владельца какой нибудь поломкой, и то как правило какой то мелочью. Да и проблемы и заботы по ремонту и обслуживанию нового автомобиля, всегда возложены на ремонтников гарантийной СТО.

Но для большинства водителей, особенно в некрупных городках, покупка новой машины может произойти только во сне, или к концу жизни (если всё жизнь копить), а в реальной жизни она сопоставима с покупкой дома, что делает её нереальной. Вот и покупают большинство людей подержанные иномарки. И если подержанную машину вы хотите купить только с автоматом, тогда читайте дальше.

Первое правило.

Для начала нужно запомнить первое и главное правило: если вы не хотите проблем и дальнейшего опустошения вашего кошелька, то сразу отсеивайте те автомобили, которые пробежали более ста пятидесяти тысяч. Их автомат уже отработал 90 — 95 процентов своего ресурса, особенно если машина эксплуатировалась в жёстком городском трафике. Такая трансмиссия очень скоро потребует от вас не дешёвого ремонта, и если вдобавок вы ещё живёте в глубинке, то грамотного ремонта и адекватных специалистов вы там не найдёте.

Второе правило.

Второе правило которое нужно знать — это если вы поклонник красавцев джипов (как и я, только я предпочитаю внедорожники с механической коробкой), то запомните, что их автоматические коробки имеют срок службы меньше, чем у обычных автомобилей. Это происходит из-за более высоких нагрузок на трансмиссию джипа, и ресурс этой автоматической трансмиссии на внедорожнике, почти полностью вырабатывается всего лишь к 100 — 150 тысячам километров (особенно если вы любитель помесить грязь, или покорять снежные сугробы, песчаные пустыни). А обычный автомобиль с средним литражом двигателя, может пробежать без ремонта автомата и двести пятьдесят тысяч (особенно если машина больше ездила по загородным трассам, и масло вовремя менялось).

Третье правило.

Третье условие, которым вам нужно будет поинтересоваться перед покупкой машины — это марка автомобиля. Потому что есть такая классная вещь, как статистика (отзывы владельцев). Ведь есть марки автомобилей, у которых автоматические коробки доставляют много хлопот и ремонтникам и водителям. Как некоторые говорят, это их болезнь, и эта болезнь присуща только некоторым машинам (например Chevrolet Blazer или Ford Taurus). Поэтому поинтересуйтесь на форумах о конкретной марке машины, той которая вам нравится, и если отзывы владельцев или механиков об АКПП какой то машины плохие, то покупайте машину или с механической коробкой, или другой марки, с более живучим автоматом.

Так же советую при покупке машины сразу узнать количество передач и не гнаться за большим их количеством, так как чем больше передаточных чисел, тем ненадёжнее агрегат, а ремонт его обойдётся дороже. Для машины с мотором средней мощности, будет достаточно четырёх, и даже трёх передач. Если же на машине двигатель более мощный, то следует знать, что чем мощнее мотор, тем меньше ресурс одной и той же трансмиссии (одинаковых автоматов).

То есть если у вас обычная средняя машина с 2 — 2,5 литровым двигателем, то её АКПП может спокойно «пробежать» 250 тысяч км без ремонта. Ну а если же автомобиль с точно такой же коробкой имеет например 3 — 3,5 литровый мотор и более, то вряд ли такой автомат «пробежит» более 150 тысяч км. Поэтому при покупке машины, не советую предпочитать большие объёмы двигателей.

Конечно объёмный и мощный мотор доставляет много приятных ощущений в поездках и при троганье с места. Но такое удовольствие может себе позволить только хорошо обеспеченный водитель. Ведь кроме преждевременного износа автомата и затрат на его не дешёвый ремонт, придётся тратить деньги каждый день ещё и на лишний бензин (от довольно большого расхода топлива).

Проверка состояния автоматической коробки передач.

При покупке вы проверили кузов, а так же двигатель (состояние мотора можно определить и по цвету выхлопа) и ходовую, ну и рулевое управление. Советую ещё перед покупкой обязательно проверить и реальный пробег машины, потому что много машин продаётся с скрученным спидометром, и как это сделать я написал вот тут. Остаётся проверить не дешёвый автомат.

Проверку состояния АКПП можно сделать следующим образом. Заведите мотор (рычаг на нейтрали) и для начала наклонившись к коробке прислушайтесь, не исходят ли из трансмиссии посторонние шумы (типа скрежета, треска, гула, визга, воя). Если всё тихо, то можно продолжать осмотр и теперь проверьте уровень масла в картере коробки и обратите внимание на цвет масла, вязкость и запах. Масло на большинстве иномарок должно быть ярко малинового, или чуть темнее — красного цвета, реже бордового, а на Мерседесах чаще жёлтого цвета.

Если вы обнаружите в картере проверяемой коробки трансмиссионное масло коричневого, серого или чёрного цвета, то от такой машины советую отказаться. Потому что хозяин или хозяева этого автомобиля не меняли вовремя масло, (автоматы любят чистоту), и механизм этой коробки изношен и насытил это масло продуктами износа (мелкой стружкой). И эта мельчайшая пыль от износа, с каждым днём ещё более способствовала износу внутренних деталей агрегата, намного сократив его положенный заводом ресурс.

Если цвет масла нормальный, то не спешите заворачивать пробку, и понюхайте масло (на пробке или щупе, если он есть). И если вы учуете запах сгоревшей пластмассы, это значит, что эту АКПП очень жёстко использовали, или прозевали уровень масла в картере, и фрикционные диски (см. фото 1) работая на сухую перегревались и скорей всего испорчены (сгорели или сильно стёрты). Хотя точную причину можно определить с помощью специального диагностического оборудования или только с помощью разборки, со словами как у хирурга — «вскрытие покажет».

Лучше конечно отказаться от машины с таким запахом масла, если есть выбор. Хотя если уж вам сильно понравился автомобиль, то можно вместе с продавцом съездить в специализированную мастерскую, многие из которых кстати, чтобы завлечь клиентуру, проводят диагностику бесплатно. И если что то плохое выяснится при диагностике и предвидится не дешёвый ремонт, то можно попросить скидку у продавца, в размере цены ремонта.

Если посторонних шумов нет и с маслом всё в порядке, то закройте капот и сядьте в машину для пробной поездки. При разгоне машина должна плавно, но уверенно набирать скорость, без посторонних рывков, шумов и особенно скрежета (на заднеприводных машинах шум коробки хорошо слышен в салоне). Не забудьте проверить и поездку задним ходом (тоже без шумов и скрежета).

Ремонт автоматической коробки.

Детали автоматической коробки передач.

Детали автоматической коробки передач. 1 — турбинное колесо, 2 — насосное колесо, 3 — колесо реактора, 4 — вал реактора, 5 — первичный вал планетарного редуктора, 6 — главный масляный насос, 7 — фрикцион 2 и 3 передач, 8 — тормоз 1 и 2 передачи, 9 — фрикцион 3 передачи и заднего хода, 10 — муфта свободного хода 1 передачи, 11 — тормоз заднего хода, 12 — первый промежуточный вал, 13 — второй промежуточный вал, 14 — барабан с зубчатым венцом, 15 — центробежный регулятор, 16 — вторичный вал, 17 — механизм переключения передач, 18 — дроссельный клапан, 19 — кулачок.

 

 

Ну а если всё таки автомобиль понравился, но вот пробег его подтверждает, что вскоре потребуется ремонт АКПП. Водителю, покупающему такую машину, следует знать, что нужно готовить приличную сумму, по крайней мере по сравнению с ценами на ремонт других агрегатов, и уяснить для себя, нужен ли вам такой автомобиль, и готовы ли вы выложить 1500 — 2000 американских денег за последующий ремонт.

Цена зависит от региона и количества скоростей, чем их больше, а значит и деталей больше, тем дороже ремонт. Однако цена может быть и больше, например если машина престижной марки или если требуется заменить треснутый вал или картер. И конечно же цену ремонта диктуют цены на новые детали, чем они дороже, тем дороже обойдётся ремонт.

Многие водители наверное задавались вопросом: можно ли нормально отремонтировать автоматическую коробку своими силами в гаражных условиях ? Тем людям, которые с детства с техникой на «ты» и хорошо в ней разбираются, а так же имеют хорошие слесарные навыки и оснащённую мастерскую, а не пару гаечных ключей, зубило и молоток, перебрать автомат и грамотно заменить изношенные детали, будет вполне возможно.

Тем более сейчас, не то что раньше, можно легко найти руководство по ремонту практически для любой модели. Вообще любой ремонт начинается с разборки и деффектовки изношенных деталей и замене их новыми. И опытный механик, который даже не имел раньше дело с автоматами, а ремонтировал к примеру обычные механические коробки или двигатели, легко может определить износ любой детали, например сравнивая толщину трущихся деталей с новыми или сравнивая толщину с допусками в руководстве по ремонту.

Но следует учесть, что успех ремонта во много зависит ещё и от производителя АКПП, то есть марки машины. Например автоматы американских автомобилей отремонтировать легче, так как для них выпускают аж четыре разных ремонтных комплекта, каждый из которых отличается от других количеством ремонтных деталей (см. фото 1, 2, 3).

И в наиболее укомплектованном (полном) наборе есть все изнашивающиеся от трения детали, а именно: фрикционные диски автоматического сцепления автомата, всевозможные втулки, шайбы, ленты, то есть детали, которые со временем изнашиваются в процессе эксплуатации автомобиля. К тому же в полном наборе имеются и новые сальники, и различные прокладки и резиновые манжеты (уплотнения).

Ремкомплект прокладок и сальников для АКП.В наборах попроще и естественно подешевле (как на фото 2), можно обнаружить лишь уплотнительные прокладки и сальники, ну и ещё пару деталей. И если пробег достаточно большой, то поможет в ремонте только полный набор.

А вот для автоматических коробок автомобилей европейского производства, нет такого понятия как ремонтный комплект. Вернее есть, но он не полный, так как в пакете можно обнаружить лишь набор новых прокладок и сальников. А вот такие изнашиваемые детали как например фрикционные диски сцепления (см. фото 1) для автоматической коробки, найти в продаже нереально (особенно для новых моделей Вольво, Мерседесов, Фольксвагенов). Ну с престижными европейскими машинами ещё куда не шло, дорогие в обслуживании.

Ремкомплект новых фрикционных дисков для АКПП.Но вот к примеру откровенно бесит фирма Фольксваген — который в переводе означает народный автомобиль. Какой же это народный автомобиль, если самый расходный (изнашиваемый) материал, то есть фрикционные диски его автомата, нельзя купить отдельно и заменить. Хочешь новые — покупай полностью автоматическое сцепление в сборе, а цена этого узла не по карману даже автолюбителям со средним достатком. Да и глупо менять всё сцепление в сборе и переплачивать ощутимую сумму денег, если детали сцепления в нормальном состоянии, а износились только фрикционные диски. Но вот приходится, так как отдельно диски не купишь.

Более полный ремкомплект для АКПП, но без фрикционных дисков.Хотя сейчас появились азиатские производители, которые начали изготавливать детали по отдельности, но вот качество их оставляет желать лучшего. Но что делать, если нет вариантов, вернее есть, но только если купить оригинальный узел полностью в сборе, за немалые деньги. И многие покупают китайские детали, чтобы быть хоть какое то время на ходу. И определить это время нереально, как повезёт.

Некоторые водители начинают посещать авторазборку. Оно и понятно — купить здесь вроде бы работоспособный автомат можно всего за 350 — 550 $, в зависимости от года выпуска и пробега бэушной коробки. Хотя пробег определить здесь нереально, и не смотря на уверения продавца — это тоже русская рулетка.

Ну и последний вариант, это замена изношенной автоматической коробки на механическую коробку передач. Это вполне возможно, и вообще я всегда говорю, что в технике возможно всё. Только вот покупка новой механики и дополнительная трата денег на переделку (для её установки), не думаю, что обойдётся вам дешевле, чем переборка (капиталка) родной заводской АКПП (особенно если вы в состоянии перебрать автомат своими силами). Да и зачем весь этот «геморой», если изначально можно купить автомобиль с механической коробкой.

Продолжение этой статьи (вторую статью), о том, что полезно знать водителю об автоматической коробке передач, желающие могут почитать вот тут. А третью статью можно почитать вот здесь.

Ну, а всё таки, если вы хотите ездить с комфортом, который несомненно имеет машина с автоматической коробкой передач, и вы привыкли к удобству автомата и не представляете себе машину с другой трансмиссией, то при покупке соблюдайте элементарные правила, которые приведены в этой статье, и тогда сможете сохранить и ваши деньги и хорошее настроение; удачи всем!

 

 

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги: , ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.