Вы находитесь здесь: Главная > Для новичков. > Как ездить зимой на машине.

Как ездить зимой на машине.

Как ездить зимой, многие начинающие водители начинают задумываться ещё при первом похолодании. Ведь в отличии от многих стран, у нас при обучении водителей летом, в автошколах никто не даёт советов новичкам, как вести себя на зимних дорогах (большинство водителей учатся на собственных ошибках, но цена такой учёбы, может быть очень дорогой). И первая же зима в жизни водителей новичков, обучавшихся вождению летом, может привести к печальным последствиям, при первом же выезде на зимнюю заснеженную или обледенелую трассу. В этой статье будут даны несколько полезных советов, которые помогут избежать начинающим водителям аварийных ситуаций, и позволят чувствовать себя на зимних дорогах более увереннее и спокойнее.

Как ездить зимойВо многих цивилизованных странах, зимний водительский сезон начинается с определённого числа (точная дата зависит от географического расположения страны), которое означает точную дату начала зимнего сезона. И это значит, что с этого числа, водители не имеют право выезжать на дороги общего пользования, пока не переобуют машину с летней резины на зимнюю. И это правило было придумано не просто так, а исходя из печального опыта. В некоторых северных странах, даже нельзя выезжать на дороги в определённые дни без противобуксовочных цепей или шипованной резины.

У нас же многие водители затягивают с переобувкой шин до последнего, а некоторые так и ездят первые месяцы зимы (а первые дни зимы самые опасные), а то и всю зиму на летней резине. И для таких водителей, каждый новый день за рулём — это постоянный вопрос: повезёт-не повезёт?

Зимняя резина и летняя.  Для начала выясним разницу между летней резиной и зимней, и это поможет более адекватно решить для себя, можно ли ездить на летней резине зимой?

Состав зимней резины существенно мягче летней, и если кататься на зимней резине летом, то она быстро сотрётся, да и расход бензина будет больше. А если кататься на летней резине зимой, то более жёсткая летняя резина, на морозе дубеет и уже имеет свойства не резины, а пластмассы. Такая покрышка на снегу имеет плохое сцепление, а что уж говорить про гололёд.

Для примера возьмите пластмассовую шариковую ручку и проведите её тыльной стороной по письменному столу — разумеется сцепления никакого. А теперь возьмите простой карандаш с резинкой на его кончике и проведите резинкой по столу. Разница ощутимая, и такая же разница будет между летней и зимней резиной при минусовой температуре. И чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже сцепление летней резины с зимней дорогой, и даже с сухим мёрзлым асфальтом .

Зимняя резина на морозе наоборот из слишком мягкой становится нормальной упругости, но не дубовой, и хорошо держит дорогу, а протектор за счёт отличной упругости резины, хорошо сцепляется с дорогой, даже покрытой снегом. Конечно нормального сцепления со льдом не будет, как у шипованной резины, но лёд в городах бывает редок, так как дороги посыпаны реагентами.

Некоторые водители в целях экономии ставят зимнюю или шипованную резину только на два ведущих колёса. Делать этого очень нежелательно, так как из-за разного сцепления передних и задних колёс, занос машины более вероятен, даже более, чем на летней резине.

Ещё раз напоминаю, что если нет денег на зимнюю резину, то лучше сэкономить на бензине и никуда не выезжать зимой, чем экономить на собственной безопасности и окружающих. Зимняя резина намного дешевле кузовного ремонта и потраченных нервов в случае аварии. Ну а своё здоровье или здоровье пассажиров (или пешеходов) дороже зимних шин в миллионы раз.

Советы как ездить зимой.

  • Самый первый совет: если пока нет возможности заменить летние шины зимними, то тогда вообще не стоит выезжать на зимние дороги (как выбрать шины и их маркировке читаем вот тут). Поверьте — новые зимние шины стоят ощутимо дешевле разбитого кузова вашей машины и машины встречного водителя. А ваша, или чья то человеческая жизнь вообще бесценны.
  • Желательно ещё до первых морозов проверить как работают дворники, желательно перед началом зимы заменить их новыми (свежими резинками). Иначе старая резина на дворниках, при первых же морозах задубеет, растрескается и не будет нормально работать. А ухудшение обзора в плохую погоду (в метель, мокрый снег и т.п.) чревато аварийными ситуациями.
  • Проверьте работу отопителя салона и нормальную работу обдува (обогрева) лобового стекла. В идеале следует установить лобовое стекло с подогревом (подробно о нём вот здесь), и тогда вам не нужно будет каждое морозное утро мучиться со скребком, а обзор лобового стекла будет отличным уже в первые минуты поездки. Не помешает установить и зеркала с подогревом, или самостоятельно изготовить подогрев зеркал (об этом читаем вот в этой статье).
  • Проверьте работу фар и омывателя фар, так как в слякоть стёкла фар постоянно придётся очищать от грязи, которая заметно снижает эффективность освещения. Зимой темнеет рано и не стоит напоминать, что хороший свет гарантирует хороший обзор и безопасность на дороге.
  • Не забудьте в омыватели фар и лобового стекла залить вместо воды незамерзающую жидкость.
  • По возможности посетите автосервис, для проверки одинакового тормозного усилия на каждом колесе вашей машины. Если какое то из колёс будет затормаживаться слабее, а какое то колесо затормозится резче, то занос машины на скользкой дороге неизбежен. Желательно ещё в тёплые осенние дни заменить тормозную жидкость свежей (если ей более полутора лет).
  • При торможении на скользкой дороге не давите на педаль тормоза резко, давите плавно (если у вас нет системы АБС). При этом полезно ещё и тормозить двигателем (особенно на спуске) оперативно переключая передачи с повышенных на пониженную.
  • Помните — при заносе машины тормозить бесполезно — это только ухудшит ситуацию на скользкой дороге (особенно если у вас нет системы АБС). При заносе машины, чтобы выйти из заноса, колёса должны начать вращаться, а не быть заблокированными. На переднеприводных машинах, чтобы вывести машину из заноса, следует немного прибавить газ, но так, чтобы не было пробуксовки ведущих колёс.
  • На заднеприводных машинах при заносе следует вообще убрать ногу с педали газа и позволив машине катиться на холостых оборотах, выравнивать машину рулём и снижать скорость торможением двигателем.
  • При покупке машины, начинающим водителям которые собираются ездить первую зиму, советую по возможности покупать автомобиль с системой АБС и с противобуксовочной системой.
  • В поездках на зимней (скользкой) дороге, всегда старайтесь держать как минимум в два раза большую дистанцию перед впереди идущим автомобилем, чем при поездках в тёплое время (по сухому асфальту).
  • Такие действия как разгоны, торможения, поворот руля, всегда старайтесь делать плавно, так как любое резкое действие может спровоцировать занос автомобиля.
  • Особенно плавно добавляйте газ в плотном городском трафике и даже на заполненной машинами стоянке. У новичков бывает даже так, что они при трогании с места со стоянки, не могут тронуться из-за слишком большой подачи газа, и машина с буксующими колёсами сползает в сторону, пока не упрётся боком в стоящую рядом машину соседа.
  • Новичкам с механической коробкой передач, которые ещё не научились правильно дозировать газ (особенно на мощных машинах) полезно начинать трогаться на скользком покрытии со второй передачи. И именно так работают большинство автоматических коробок, когда на них включается специальный зимний режим (ссылка на автоматы ниже).
  • Выехать при пробуксовке например в сугробе можно используя раскачку машины — для этого плавно подаем газ (машина чуть перемещается вперёд), затем отпускаем педаль газа и выжимаем сцепление, при этом машина возвращается назад, и опять подаём газ и плавно отпускаем сцепление — всё повторяется и при этом машина раскачивается. При очередной подаче машины вперёд, даём чуть больше газку и выезжаем за счёт помощи момента инерции от толчка машины вперёд.
  • Выезжать из сугроба без пробуксовок, поможет простейшая противобуксовочная система, которая изготавливается на машине из штатного ручника (стояночного тормоза). А как это сделать я подробно написал в этой статье.

как ездить зимойПри поездках зимой даже по сухому асфальту, перед выездами на мосты, развязки, возвышенности трассы, или продуваемые ветрами дороги рядом с полем, заранее сбавьте скорость и приготовьтесь к тому, что в таких местах может быть обледенение дороги (в некоторых местах стоят знаки, как на фото слева, а в некоторых нет). Такие места опасны тем, что водитель, двигаясь по сухой дороге на приличной скорости, привыкает к хорошему сцеплению колёс с асфальтом, и при попадании на такие участки, от неожиданности потери сцепления колёс, может потерять контроль над собой и машиной.

  • При управлении машиной зимой, следует учитывать её вес и то что более тяжёлая машина легче трогается без пробуксовки, но хуже останавливается, а лёгкая машина наоборот, легче останавливается но на ней труднее тронутся на скользкой дороги без пробуксовки. Если у вас лёгкая заднеприводная машина, то в багажнике не помешает мешок с песком как балласт, к тому же песок можно будет посыпать на скользкие участки под колёсами, если вы где нибудь забуксовали и не можете выехать.
  • Но тормозной путь, точнее его протяжённость в метрах даже на скользкой дороге,  у своей машины желательно знать каждому водителю. Это приходит с опытом, а пока его нет, не разгоняйтесь до больших скоростей и держите повышенную дистанцию.
  • Если нет возможности держать повышенную дистанцию (например в плотном городском трафике), а опыта у вас нет, то займите крайнюю правую полосу и спокойно двигайтесь по ней. Левые ряды в плотном трафике занимайте заранее и только в случае поворота налево.
  • При затяжных спусках (зимой) никогда не двигайтесь на нейтрали, а всегда на передаче, и если нужно сбавить скорость на скользких спусках, не пользуйтесь тормозами (если нет АБС), а тормозите двигателем, переходя на пониженные передачи, которые должны соответствовать скорости (на тахометре при этом обороты должны быть примерно 2 — 2,5 тысячи). Если у вас автомобиль с автоматической коробкой, то выберите соответствующий режим — об этом написано здесь.
  • В конце затяжного спуска можно сымитировать систему АБС (у кого её нет), используя так называемое прерывистое торможение. То есть нажимаете на тормоз и тут же отпускаете тормозную педаль, не допуская блокировку колёс, и так несколько раз, пока машина не остановится. Но если впереди идущая машина достаточно близко, то используйте и торможение двигателем и прерывистое торможение.
  • При подъёме на скользкой дороге, у заднеприводной машины меньше вероятность пробуксовки даже с пустым багажником, потому что весь вес машины при подъёме в горку перемещается назад, на ведущие задние колёса. У переднеприводной машины в таком случае передние ведущие колёса разгружаются, и вероятность пробуксовки больше. Если вы не можете въехать на скользкий подъём на переднеприводной машине из-за пробуксовки, то попробуйте въехать задним ходом, при этом передние ведущие колёса больше будут загружены и меньше будут пробуксовывать.

Ну и самый главный совет новичкам: помните, что большинство аварий случается в первые дни зимы, когда у водителей, привыкших к сухим дорогам, ещё не выработалась привычка чувствования скользкого покрытия. Поэтому перед выездом на скользкие дороги общего пользования, советую сначала выехать на покрытый снегом (лучше льдом) замёрзший водоём (см. фото ниже) или открытую безлюдную площадку, и попробовать поездить на ней с подачей газа, с поворотами, торможениями и т п.

То есть почувствовать свою машину на скользком покрытии и добиться того, чтобы неуправляемый занос, благодаря вашим действиям, стал управляемым.

Если вам это удастся, то на дороги общего пользования можно смело выезжать, не переживая за свою безопасность и безопасность окружающих. А если даже и не получится научиться управлять заносом машины, зато вы уже будете знать, не по книжкам, а на собственном бесценном практическом опыте, что может привести к заносу вашей машины, и уже на скользких дорогах общего пользования вы будете намного увереннее и безопаснее для окружающих. 

Действия для новичков при заносе машины.

При заносе машины в повороте, многие неопытные водители допускают распространённую ошибку. Когда руль машины повёрнут в повороте, а машину несмотря на повёрнутый руль выносит из поворота на обочину, то многие новички пытаются довернуть руль в сторону поворота ещё больше. В результате, повёрнутые боком к направлению заноса колёса, ещё хуже сцепляются с дорогой и машину нессёт с ещё большей скоростью не в поворот, а на обочину.

как ездить зимойА делать следует вот что: к примеру при левом повороте, если вы увидели и почувствовали, что вы повернули руль влево, но машина не движется в сторону поворота, а её несёт на обочину вправо, то следует тут же сбросить газ и чуть повернуть руль вправо (в гонках опытные гонщики руль ещё больше поворачивают в сторону заноса, а не в сторону поворота, и чем быстрее это сделать, тем быстрее выравнивается машина). При сбросе газа, за счёт инерции и массы передней части машины и двигателя, автомобиль тут же делает клевок, загружая передние управляемые колёса, а это позволяет им лучше сцепиться даже с скользкой поверхностью дороги.

К тому же колёса чуть вывернуты в сторону заноса вправо, а не стоят боком к направлению заноса (если бы они были повёрнуты влево), а значит площадь контакта шин с дорогой больше, что тоже увеличивает сцепление колёс с дорогой. В итоге машина уже начинается слушаться руля и двигаться уже туда, куда повёрнуты передние колёса, и останется чуть довернуть руль влево, чтобы вписаться в поворот.

Конечно на словах всё просто, но нужен практический опыт, и именно для этого я и посоветовал новичкам выше в тексте, что прежде чем выезжать первый раз в гололёд, полезно потренироваться где нибудь на пустынной и скользкой площадке.

Ещё следует помнить, что при управлении заднеприводной машиной, занос может произойти если вы при прохождении поворота и повороте руля в сторону поворота, резко добавляете газ. Не забываем, что на заднеприводной машине ведущие задние колёса меньше нагружены, чем на переднеприводной (конечно если у вас не Порше с движком сзади — специалисты Порше знают своё дело).

На переднеприводной машине в таком случае занос мало вероятен, но возможна пробуксовка передних ведущих колёс, и если долго не сбрасывать газ при этой пробуксовке, то можно так же спровоцировать занос и не вписаться в поворот.

Надеюсь эта статья и видеоролик под ней, поможет начинающим водителям ответить на вопрос, как ездить зимой на машине и не бояться гололёда, и надеюсь постепенно этот теоретический опыт перейдёт в практический и позволит ездить так же уверенно как и летом, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Теги:

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.