Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт и обслуживание автомобиля. > Диагностика двигателя своими руками.

Диагностика двигателя своими руками.

Диагностика двигателя через определённое время (после определённого пробега) позволит любому автовладельцу вовремя выявить износ каких то деталей и позволит предотвратить последующий быстрый износ и дорогостоящий ремонт любого мотора. В этой статье будет подробно описано, как произвести диагностику двигателя своими руками (и ушами) и хотя сейчас компьютерная диагностика позволяет сделать всё эффективно и быстро, но при определённых знаниях (которые будут описаны ниже) и грамотном подходе, всё можно сделать не хуже чем в дорогом автосервисе, причём за бесплатно у себя в гараже.

Конечно же некоторые электронные компоненты современных впрысковых и дизельных автомобилей без современного оборудования (о некоторых приборах читаем здесь и вот тут) не сделаешь, и без соответствующих знаний тоже. И конечно же все эти знания невозможно описать в одной статье. Впрочем кто хочет изучить диагностику самых современных иномарок и стать грамотным диагностом самых современных двигателей, напичканных электроникой и на этом хорошо зарабатывать, советую кликнуть на баннер ниже и изучить полезный видеокурс.

Но на большинстве более старых машин и мотоциклов, которых ещё бегает достаточно много, можно сделать полную диагностику двигателя самостоятельно с помощью простейших приборов, а так же на слух.

Многие автовладельцы из-за отсутствия времени или денег (чаще всего денег) отказываются от профилактической диагностики своего автомобиля не задумываясь над тем, что легче и ощутимо дешевле предотвратить, чем лечить.

Также многие владельцы самых современных автомобилей и мотоциклов надеются на то, что электронная система самодиагностики вовремя выявит все неполадки и оповестит водителя на дисплее современной приборной панели. В большинстве случаев это не так, ведь система самодиагностики не может выявить абсолютно все неполадки механизмов и систем современной машины.

Следует знать коды ошибок системы диагностики именно вашего двигателя, и согласно этим кодам выявлять неисправность. На современных машинах большинство кодов говорит о выходе из строя какого то датчика, которым напичканы современные машины. Подробнее о самостоятельной компьютерной диагностике автомобиля (на примере машин фирмы Форд) можно посмотреть в видеоролике ниже.

Оснащены грамотной системой самодиагностики лишь самые современные автомобили и мотоциклы. Поэтому никогда не помешает водителю более старых машин уметь самостоятельно, грамотно и вовремя выявить все мелкие неполадки, и не дать им перерасти в крупные неприятности.

Диагностика двигателя — с чего начать.

А начинать нужно с внешнего осмотра силового агрегата, ведь исправный мотор должен быть абсолютно сухим. О внешнем осмотре и не только о нём я уже писал в статье как проверить двигатель. Если видны какие то следы утечки жидкостей, то желательно их устранить, так как они в любой момент могут перерасти в более сильные и приведут к повышенному расходу масла и др.

повышенный расход маслаОпределить точные места утечки и виновника этого можно только после правильной мойки двигателя. После того как мотор тщательно отмыт, заводим его и как только мотор прогреется (а то и раньше) места утечки тут же обнаружатся — указано красной стрелкой на фото слева.

Места утечки тосола или антифриза определить немного сложнее, так как в местах незначительных утечек нагретая охлаждающая жидкость тут же испаряется. То есть получается, что жидкость куда то уходит, её приходится постоянно доливать, но выявить места утечек не получается. Как определить куда уходит охлаждающая жидкость и с помощью каких простейших приспособлений, я подробно описал вот тут и вот здесь.

И так, допустим внешний осмотр вашего двигателя показал, что он сухой и что менять сальники коленвала или сальники распредвала не нужно, да и с прокладками крышки клапанов и поддона, а также с прокладкой головки всё в порядке.

Рыжий налёт на изоляторе и электродах свечи зажигания.Значит идём дальше и теперь нам следует выкрутить свечи и внимательно их осмотреть. Цвет нагара на свечах вашего двигателя может многое рассказать о его состоянии, причём не хуже самого современного и дорогого диагностического стенда. Очень подробно о том, что означает цвет нагара на свечах зажигания советую почитать вот тут.

 

Надеюсь со свечами вашего мотора всё в порядке, нагар на них имеет светло-коричневый цвет, а не рыжий или чёрный, значит идём дальше. Если нет, то значит переходим по ссылке чуть выше, на статью о цвете нагара и подробно читаем.

А дальше нам предстоит запустить мотор и внимательно прослушать его работу, ведь по шумам можно определить многое, особенно пока мотор холодный.

Компрессиметры.О прослушивании мотора мы ещё поговорим ниже, а пока мы не завели двигатель, советую замерить компрессию компрессиметром (показан на фото слева)  на холодном моторе, ведь компрессия многое расскажет о состоянии цилиндропоршневой группы, а так же о состоянии клапанов (если компрессия повышается до нормы после заливки масла в цилиндры, то изношена поршневая группа, если заливка масла в цилиндры не помогает и компрессия не повышается, значит проблема в клапанном механизме — утечка через сопряжения сёдел и тарелок клапанов).

Какой должен быть показатель компрессии на исправном двигателе автомобиля вашей модели можно легко найти в мануале вашего автомобиля, к тому же я уже подробно писал о показателях компрессии дизельного мотора и не только его. Также о том как замерить компрессию можно почитать вот тут (там же написано о показателях компрессии исправных бензиновых двигателей, а также о шумах при работе мотора).

Если компрессия ниже нормы, а замена поршневых колец не помогает и дело не в клапанном механизме, а в изношенной поршневой группе, то следует сделать правильный капремонт двигателя (прежде чем делать капремонт мотора, советую попробовать восстановить компрессию без разборки мотора, с помощью специальной химии — об этом читаем тут). Разумеется когда компрессия недостаточная, то и мощность двигателя будет недостаточной.

Однако мощность мотора может упасть и по другим причинам (о причинах потери мощности подробно читаем вот здесь). Но всё же более вероятная причина потери мощности большинства моторов с большим пробегом — это недостаточная компрессия от износа поршневой группы.

Диагностика двигателя по механическим шумам и не только.

начинаем прослушивание пациента

начинаем прослушивание пациента

Та самостоятельная диагностика двигателя, которая описана выше, может многое рассказать о состоянии двигателя, но всё же многое можно узнать и по шумам при работе мотора.

Прослушивать двигатель, как автомобиля, так и мотоцикла, удобнее с помощью стетоскопа, но можно использовать и обычную деревянную палочку, один конец которой упираем в какую то часть двигателя, а второй конец обхватываем кистью руки и руку упираем в ухо.

Но большинство шумов (изношенных механизмов), которые будут описаны ниже, хорошо слышны и без стетоскопа, а просто стоя рядом с работающим мотором. Как определить состояние двигателя по механическим шумам я уже написал отдельную статью и желающие могут подробно почитать её вот тут. А здесь будут описаны только лишь основные шумы самых главных деталей мотора.

  • Стук коренных подшипников коленвала обычно глухого тона, металлический. Тоже обнаруживается при резкой подаче газа на холостом ходу. Частота стука увеличивается с повышением оборотов коленвала. Чрезмерный осевой зазор коленвала вызывает более резкий стук с неравномерными промежутками, которые особо заметны при плавном увеличении (или уменьшении) оборотов двигателя.
  • Стук шатунных подшипников резче стука коренных подшипников (вкладышей). Этот стук прослушивается на холостых оборотах при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука не сложно определить точно, если по очереди отключать свечи зажигания (снимать свечной колпачок) или отсоединять по очереди форсунки на дизельном двигателе.
  • Стук поршней как правило незвонкий (приглушённый) и разумеется происходит от биения поршня в цилиндре при повышенном зазоре (износе). Лучше всего стук поршней прослушивается на малых оборотах двигателя, но особенно чётко он прослушивается на малых оборотах, когда ваша машина ползёт под нагрузкой куда нибудь в горку.
  • Стук впускных или выпускных клапанов обычно происходит при увеличенных выше нормы клапанных зазорах, при этом появляется стук с равномерными интервалами и частота стука меньше частоты любого другого стука в любом моторе, так как клапаны приводятся в действие от распредвала, который вращается в два раза медленнее коленчатого вала.

При самостоятельной диагностике двигателя можно сделать ещё одну простую проверку: заведите двигатель и попросите помощника резко нажать на педаль газа, а сами в этот момент поднесите к выхлопной трубе чистый белый лист бумаги. Если после резкой прогазовки вы обнаружите на листе бумаги маслянистые пятна, то скорей всего на вашем моторе проблемы с поршневой группой (как правило хотя бы поршневые кольца изношены).

Также многое может рассказать и внимательное рассмотрение кончика щупа, который показывает уровень масла. Если на нём вы обнаружите следы эмульсии, значит охлаждающая жидкость попадает в моторное масло (почему нельзя допускать попадания антифриза в моторное масло очень советую почитать вот тут) из-за прохудившейся прокладки между блоком и головкой мотора (как поменять прокладку читаем здесь). Подтвердит эту неисправность выход пузырьков воздуха (могут быть и следы масла) в расширительном бачке, при работающем двигателе.

Также советую снять крышку воздушного фильтра (точнее глушителя впуска) и осмотреть стенки корпуса фильтра и крышки. Если на них вы не обнаружите следов моторного масла, значит с вашим мотором всё в порядке. Нормальное состояние двигателя так же подтвердит и отсутствие дымления из горловины клапанной крышки, а также из штуцера от шланга вентиляции картера (при работающем двигателе из штуцера не должно выходить ни дыма ни масла).

При включении каких то потребителей (фары, вентилятор отопителя или системы охлаждения) при работающем моторе, то есть при появлении дополнительной нагрузки на генератор, обороты вашего двигателя не должны измениться. Если мотор при включении потребителей работает так же ровно и устойчиво как и до включения, значит его состояние отличное.

Подтвердит отличное состояние вашего двигателя (точнее состояние шеек коленвала и его подшипников скольжения) и мгновенное угасание лампы давления масла после запуска вашего мотора.

Манометр для визуального контроля давления масла с набором переходников

Манометр для точной проверки давления масла.

Если лампа давления масла гаснет не сразу после запуска (что чаще бывает на горячем моторе) то советую проверить давление масла в помощью механического манометра, а как это сделать, и что расскажет диагностика двигателя с помощью манометра, я подробно описал вот тут.

Если же выяснится, что с давлением масла у вашего двигателя не всё в порядке, то советую устранить их с помощью шлифовки коленвала, а также с помощью ремонта постелей распредвала.

Кстати, проблемы с давлением могут быть и от износа масляного насоса (о его диагностике и ремонте просвещаемся тут), а так же от некорректной работы клапанов системы смазки, когда например под редукционный клапан попадают посторонние частицы или он заедает в своём канале (подробнее о клапанах системы смазки написано вот здесь).

И последнее: на современных машинах система самодиагностики может выявить выход из строя какого то датчика. А как проверить датчики современного впрыскового автомобиля и убедиться, что какой то датчик на вашей машине действительно вышел из строя, причём без сложного оборудования, а с помощью обычного тестера (мультиметра) я написал вот здесь.

Вот вроде бы и все нюансы самостоятельной диагностики двигателя и надеюсь прочитав вышеописанные методы проверки, даже новичок сможет обойтись без автосервиса и дорогого диагностического оборудования, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.