Консервация мотоцикла на зиму.
Консервация мотоцикла на зиму является очень важной подготовкой байка к зимнему хранению и только с её помощью любой мотоцикл, к наступлению нового сезона, будет в отличном состоянии. Ведь если пренебречь некоторыми действиями по подготовке любого байка к зимней спячке, то возможна порча некоторых деталей и даже невозможность весеннего запуска двигателя. В этой статье мы рассмотрим, как подготовить мотоцикл к зимней стоянке, чтобы байк благополучно пережил даже суровую зиму, и что для этого потребуется.
В некоторых южных регионах, мотоциклисты периодически выезжают и зимой, иногда тёплая погода и сухой асфальт позволяют такое благо. Но большинство владельцев мотоциклов, живущих в центральных или северных районах, заканчивают мотосезон ещё в октябре, и целых полгода (до мая месяца) байк простаивает без движения.
Подумать только — целых шесть месяцев, причём эти месяцы простоя проходят при пониженной температуре и повышенной влажности — эти факторы естественно неблагоприятно влияют на металл, резину, пластик, винил и другие материалы, из которых изготовлены детали байка. И даже хром, при небрежном хранении и повышенной влажности, постепенно портится. А восстановить хромирование не так то просто.
И основная задача владельца любого мотоцикла, это остановить разрушающее воздействие окружающей среды и сохранить детали мотоцикла в нормальном состоянии. Ведь такую роскошь, как отапливаемый всю зиму гараж, имеют единицы, и большинство байков зимуют в холодных и влажных помещениях. И чтобы влага и минусовая температура не нанесли вред деталям, для этого существует ряд действий, которые следует выполнить и которые будут подробно описаны ниже.
Конечно же сейчас обилие современных моделей мотоциклов огромное, и у каждого байка имеются свои нюансы по обслуживанию и уходу. Но всё же в этой статье я постараюсь обобщить многие мероприятия по консервации мотоцикла, так как большинство действий по уходу, практически для всех аппаратов почти одинаковые.
Сейчас уже существует и множество современных химических препаратов, способных сохранить тот или иной материал (деталь) в первозданном состоянии и даже улучшить свойства материала (например устранить дубовость резиновых сальников, то есть сделать их мягкими).
О некоторых полезных химических препаратах, которые используются для сохранения деталей при консервации мотоцикла, я уже написал две статьи (они называются авто-мото химия для зимы), и желающие могут почитать о них вот тут и вот здесь. Но и здесь будет тоже кое что описано, хотя авто-мото химия — это другая рубрика на сайте.
К тому же, я уже написал подробное руководство о химии и консервации мотоциклов на зиму, которую советую почитать вот в этой статье, ну а эта статья будет её дополнением, то есть дополнена некоторыми практическими советами по правильной подготовке байка к зимней спячке и сохранению его до самой весны в отличном состоянии. Так же в этой статье будут даны несколько практических советов, как законсервировать некоторые детали мотоцикла, не имея дорогой автохимии.
Практические советы по консервации мотоцикла или скутера.
- Первое, что нужно сделать, пока ещё на улице плюсовая температура — это хорошенько отмыть байк. Ведь если этого не сделать, до грязь зимой впитает влагу, и под ней быстро образуется коррозия, даже на хромированных деталях. Для мойки можно использовать любой авто-шампунь и губку, а вода по возможности должна быть тёплой. Ополаскивать мотоцикл лучше под небольшим напором из обычного шланга, направляя струю и в труднодоступные места.
- После того, как мотоцикл будет отмыт и высушен, следует нанести на лакокрасочное покрытие защитную полироль, которая создаст плёнку и защитит лакокрасочное покрытие от воздействия влаги. Полиролей сейчас великое множество и стоят они не дорого, подробнее о полиролях и полировке можно почитать вот тут. Кроме полиролей для лакокрасочного покрытия, существуют полироли для пластика, и если на вашем байке его много, то советую нанести полироль и на пластиковые детали, чтобы замедлить их старение.
- Но прежде чем закатывать байк в гараж, для продолжения мероприятий по консервации, следует предохранить цилиндро-поршневую группу и камеры сгорания от коррозии. Некоторые для этого откручивают свечи и заливают в свечные отверстия несколько грамм масла. Можно сделать и так, но этот способ подходит больше для моторов не на ходу (тех, которые нельзя запустить).
Но существует гораздо эффективный способ, который надёжно защитит внутренние детали мотора от коррозии, даже если байк будет стоять в холодном и влажном гараже. Я таким способом пользуюсь уже несколько лет. Чтобы его сделать, подготовьте медицинский шприц (без иглы), кубиков на 20. Я использую такой шприц для моего 650 кубового байка, но если у вас кубатура больше раза в два, то и шприц нужен кубиков на 40. Если у вас не один цилиндр, а два, то потребуется два шприца.
Далее следует заполнить шприц свежим моторным маслом и завести в последний раз в этом сезоне двигатель вашего мотоцикла. Подождите пока мотор прогреется и выйдет на устойчивые обороты. Пока мотор прогревается, открутите винты хомутов, а когда мотор прогрет, то снимите резиновые патрубки с карбюраторов (те, что идут от карбюратора к воздушному фильтру).
Теперь попросите помощника крутануть ручку газа, что бы поднять заслонки карбюраторов и обороты двигателя почти до максимальных, а вы в этот момент берёте шприц и резко впрыскиваете моторное масло под поднятую заслонку карбюратора. Если цилиндров два, то следует одновременно впрыснуть масло сразу в два карбюратора.
Моторное масло мгновенно всасывается разряжением под заслонку карбюратора и тут же впрыскивается в впускной патрубок (патрубки). Далее масляный туман полностью обволакивает детали цилиндро-поршневой группы, а так же клапана, свечи и камеры сгорания.
Кстати. от попадания масла на свечи, двигатель конечно же заглохнет, но к этому моменту все детали уже смазаны маслом и надёжно сохранены от коррозии до самой весны. Весной придётся только почистить свечи и мотор легко заведётся.
Далее, перед тем, как устанавливать резиновые патрубки назад на карбюраторы, советую плотно заткнуть эти патрубки чистой ветошью, и только после этого установить их назад. Это предотвратит проникновение влаги в камеры сгорания, ведь не все впускные клапана закрыты.
Так же советую заткнуть ветошью и глушитель, ведь какой то из выпускных клапанов тоже открыт, а заткнув глушитель, вы перекроете поступление влаги в камеры сгорания и в цилиндры. Не забудьте только весной повытаскивать заглушки из ветоши, а то потом будете гадать на картах, почему мотор не заводится.
Кстати, на мотоциклах иномарках в впускных патрубках имеются штуцера, которые используются для синхронизации карбюраторов. Если на вашем байке имеются такие штуцера, то снимать патрубки с карбюраторов, для впрыскивания масла, не нужно (а только лишь для затыкания их ветошью). А нужно всего лишь снять пробки с штуцеров и надев на штуцера резиновые трубочки, впрыскивать шприцем масло в них — так ещё удобнее.
4. Если в вашем гараже зимой большая влажность, то и снаружи неокрашенные детали мотора (алюминиевые и хромированные) следует смазать специальным спреем (этот спрей аэразольный восковой консервант «Motor — Versiegelung» от фирмы Ликви Моли я описал и показал в статье Авто-мото химия для зимы вот в этой статье), а если его нет, то хотя бы моторным маслом. Ведь алюминий от влаги покрывается белым налётом (коррозией) и возможно появление раковин от коррозии.
Да и хром в слишком влажном гараже может пострадать. Поэтому не поленитесь смазать те детали на двигателе, да и на всём мотоцикле, которые не покрашены. Не забудьте смазать и перья вилки, и особенно обильно в месте трения перьев в сальниках. Эти поверхности должны быть идеально гладкими и даже минимальная коррозия здесь недопустима. А по весне нужно будет всего лишь вытереть двигатель и другие детали с помощью ветоши, смоченной бензином, и они будут выглядеть как новые.
5. Ещё советую не пожалеть денег и заправить бак вашего байка полным под горловину, причём бензином с более высоким октановым числом, а не тем который предназначен для вашего байка, Так как октановое число бензина к весне немного упадёт и будет как раз для вашего мотоцикла. Ну а если у вас спортбайк, рассчитанный на 98 бензин, то лейте его, а октановое число весной можно поднять с помощью специальных октан корректоров, о них я уже писал в прошлых статьях (ссылки выше).
Полный бак никогда не заржавеет, да уж лучше потратиться осенью на бензин, чем потом иметь проблемы с забитой от ржавчины карбюраторной системой питания, а тем более системой впрыска топлива современного мотоцикла. А коррозию со стенок бака удалить не так то просто. К тому же и пластиковые баки современных байков тоже советую заливать по горлышко.
Ведь в полностью заполненном баке не будет образовываться конденсат, а значит вода не попадёт в систему питания. Ведь всего пара капель воды может испортить новый карбюратор, так как внутренние каналы карбюраторов (да и жиклеры тоже) довольно легко корродируют от попадания воды.
6. Теперь насчёт моторного масла. Некоторые советуют сливать осенью старое масло и заливать свежее, или просто сливать старое масло. Не слушайте таких «спецов». Если слить старое масло и залить свежее, а потом по весне ездить на нём, то ресурс движка может существенно сократиться, и даже потребуется ремонт двигателя. Ведь даже новое и качественное масло по весне будет никакое — это деньги на ветер. Почему?
Никогда не пробовали вынуть масляный щуп, из двигателя или из коробки передач у мотоцикла простоявшего пару месяцев в холодном гараже зимой? Попробуйте и вы увидите на щупе белую эмульсию — смесь масла с водой. А откуда воде взяться в закупоренном картере двигателя или коробки передач? А из воздуха, присутствующего в картере.
При минусовой температуре в гараже холодно, а внутри картера немного теплее, и от этой разницы температур, на металлических стенках картера образуется конденсат, который стекает по капельке, по стенкам картера в моторное масло.
К тому же не забываем, что в любом картере, хоть двигателя, хоть коробки передач, имеется отверстие (сапун), для сообщения полости картера с атмосферой. Но даже если и заткнуть его, конденсат образуется всё равно, если гараж не отапливается всю зиму.
Вывод один — сливать моторное масло и заменять его новым нужно по любому, но только весной. Я никогда не смотрю на одометр и не засекаю сколько я проехал, чтобы знать когда менять масло. А всё потому, что меняю я его каждую весну, независимо от того, сколько я на нём отъездил, хоть всего тысячу, хоть пять — неважно. И даже отечественный оппозит, на одном из моих мотоциклов, который даже не имеет масляного фильтра, вот уже десятый год работает без ремонта.
Конечно же если у вас отапливаемый всю зиму гараж, то тогда другое дело, но если он холодный, то советую менять моторное и трансмиссионное масло по весне.
7. Так же как и насчёт масла, так и насчёт аккумуляторной батареи существуют некоторые заблуждения. Например многие советуют обязательно снять осенью батарею с мотоцикла и принести её на зиму домой в тепло. А зачем? Ведь в нормально заряженном аккумуляторе, электролит никогда не замёрзнет, по крайней мере до минус 30 градусов уж точно. В разряженной батарее — да он замёрзнет, а в заряженной до нормы — никогда.
Но главное даже не в этом, а в том, что в прохладном помещении процесс старения батареи замедляется, а в тепле наоборот увеличивается. Так стоит ли из-за этого тащить батарею к себе домой? Единственное что следует сделать с батареей осенью, это отключить её от массы (рамы байка) и нормально зарядить (как правильно заряжать батареи мотоциклов и с помощью чего читаем тут).
Раз в месяц советую навещать ваш байк (особенно если батарея старенькая, а если современная новая, то можно навещать раз в три месяца) и с помощью мультиметра проверять напряжение на клеммах батареи. И если оно упадёт ниже 12 вольт, то аккумулятор следует подзарядить. Это убережёт его от замерзания в сильные морозы. Если у вас современное автоматическое зарядное устройство, то оно само поддержит напряжение в норме, в течении всей зимы.
Клеммы батареи советую опрыскать влагооталкивающим спреем для контактов, их сейчас в продаже полно. Или просто смазать клемы электро-смазкой (специальная смазка с медной пылью — известна ещё с советских времён). Это же касается и всех остальных разъёмов и клемм — их тоже желательно защитить от коррозии, побрызгав специальным спреем (эффектна синтетическая смазка от той же известной фирмы Ликви Моли, под названием «Electronic Spray».
Ведь медь или латунь, из которой изготавливают клеммы, легко покрывается окислами в влажной среде, и на электрических контактах от коррозии возникает переходное сопротивление, и от этого напряжение, приходящее к потребителю, существенно понижается. И чтобы по весне не было потери контакта от окислов, советую позаботиться об этом ещё с осени. Не помешает ещё впрыснуть капельку спрея и в замок зажигания — это предотвратит окисление механизма замка.
8. Теперь можно заняться покрышками мотоцикла. Байк советую поднять на центральную подставку, чтобы разгрузить покрышки. Если нет центральной подставки, то подойдёт пара котельцов, деревянный брусок и байкер помощник не хилого телосложения. А при наличии такого блага как подкатной домкрат или мотоподъёмник, можно поднять байк и самому, но всё же наличие помощника не помешает. Желательно сделать так, чтобы не было вообще соприкосновения покрышек с мёрзлым бетонным полом вашего гаража и прогиба спущенных покрышек.
Разгрузив шины, некоторые советуют затем сбросить в них давление, примерно наполовину. Но лично я этого никогда не делаю, так как через месяц другой оно упадёт само собой. Далее желательно опрыскать покрышки специальным спреем (надёюсь они отмыты от грязи заранее, ещё при мойке вашего байка). Такие спреи сейчас можно легко найти в продаже и они не позволят к весне на покрышках появиться сетке микротрещин и возникновению дубовости шин.
Для продления срока службы и сохранению эластичности как у новой резины, поможет специальная пена для покрышек. Например очень эффективна пена от знаменитой фирмы Ликви Моли — » Reifen Glanz Schaum» о которой я уже писал в других статьях. К тому же с помощью этой пены можно сохранить в состоянии новых изделий не только покрышки вашего байка, но и различные резиновые пыльники, шланги, гофры и другие резиновые изделия.
Не забудьте освежить этой же пеной и кожаное или виниловое седло вашего мотоцикла — эта пена подходит и для сохранения в первозданном виде материала сидений.
9. Если ваш мотоцикл с водяным охлаждением, то желательно проверить плотность антифриза. Ведь если он старый, значит он значительно потерял плотность, а значит при сильных морозах возможно его замерзание. При его замерзании возможна порча радиатора и даже рубашки охлаждения блока.
Чтобы не думать долгими зимними вечерами — замёрзнет антифриз или нет, проще замерить его плотность. У кого нет ареометра, то можно просто слить антифриз из системы, а по весне залить свежий. Но лучше всё таки залить свежий антифриз ещё перед зимовкой байка.
10. Ну и по завершении всех работ, полезно накрыть мотоцикл противопылевым чехлом, пропускающим воздух, но задерживающим пыль. Желательно сделать так, чтобы чехол как бы висел над байком, не касаясь его частей (что бы была воздушная прослойка — зеркала мотоцикла помогут в этом). Для этих целей ни в коем случае не используйте пластиковую клеёнку, под которой по любому образуется парниковый эффект и конденсат, и байк будет без пыли, но постоянно влажным.
Кстати сейчас уже можно найти в продаже чехлы, которые задерживают не только пыль, но и влагу, но при этом пропускают воздух, и под таким чехлом не образуется конденсат. Такой чехол пригодится не только для зимнего хранения после консервации мотоцикла, но ещё и будет полезен во время сезонных путешествий (на ночных стоянках).
Так что его стоит купить, ну или изготовить самому, ведь различных современных тканей сейчас в продаже тоже полно.
Вот вроде бы и всё. Если что нибудь вспомню, то обязательно допишу. Затратив на консервацию мотоцикла всего несколько часов личного времени и несколько жалких долларов, вы сможете сохранить ваш байк в отличном состоянии, не смотря на суровую зиму, зато по весне ваш мотоцикл порадует вас отличным внешним видом и лёгким пуском мурлычащего двигателя, при первом пуске которого, адреналин будет зашкаливать — и это стоит того, успехов всем!
Добрый день! Так о каком спрее идет речь в пункте 4?
Здравствуйте Сергей. Очень хорошо подойдёт для этих целей препарат от моей любимой фирмы Ликви Моли ( LIQUI MOLY). Такой препарат я уже описывал в статье «Авто-мото химия для зимы 1″ (я уже поставил ссылку на автохимию в этой статье) и называется этот препарат — Аэрозольный восковой консервант «Motor — Versiegelung». Этот спрей универсален и не только защищает многие металлы и сплавы от коррозии, но ещё и не даёт состариться пластику и резине. Полезная штука. Фото и описание этого спрея есть в статье «Авто-мото химия для зимы 1″. Удачи.
Согласен со всеми высказывания автора практически… а то некоторые советуют сливать топливо хотя я как работал в авиации знаю, что на хранении должны баки по верху заправленны не зависимо от времени года..СПС местным т.е. тем кто статью написал-хотя по мелочи есть вопросы…но не столь значимые