Вы находитесь здесь: Главная > Разное, но полезное. > Бензин или дизель.

Бензин или дизель.

Бензин или дизель? Таким вопросом задаются почти все начинающие водители перед покупкой автомобиля и споры на эту тему наверное не прекратятся никогда. В этой статье будут рассмотрены плюсы и минусы как дизельного двигателя так и бензинового, чем они отличаются, с каким двигателем выбрать себе автомобиль, в зависимости от условий эксплуатации и ещё много других полезных нюансов.

Бензин или дизельОгромная армия современных автомобилистов, сейчас разделилась так сказать на два больших противоположных лагеря приверженцев бензиновых и дизельных двигателей. И практически каждый из них уверен, что именно тот тип двигателя, который находится у них в пользовании, и есть лучший вариант.

Для начала скажу, что я не являюсь приверженцем какого то одного из двух типов двигателей, и являюсь поклонником и тех и других, так как мне нравятся и спортивные мощные бензиновые тачки, а так же нравятся и внедорожники с дизельными моторами. И каждая машина и каждый тип двигателя по своему хороши, но не будем забегать вперёд.

Ниже будут описаны по возможности плюсы и минусы как бензиновых, так и дизельных двигателей, а в самом конце этой статьи, будут даны несколько советов, какому типу двигателя отдать предпочтение, в зависимости от возможностей каждого водителя и от условий эксплуатации машины. Ведь именно эти факторы и являются главным звеном при выборе того, или иного типа двигателя.

Многие начинающие водители, из-за недостатка опыта не могут понять, что выбор типа двигателя напрямую зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены ниже, и от того, где и как часто вы будете ездить, продадите машину через год или намерены ездить на ней пару десятилетий, есть ли у вас поблизости грамотный автосервис и так далее. Всё это будет рассмотрено ниже подробнее и обдумав заранее все условия дальнейшей эксплуатации своей машины и свои возможности, можно будет сделать правильный выбор.

Для начала рассмотрим, чем схожи и чем отличаются наши виновники многолетних споров — дизельный двигатель и бензиновый. Это поможет понять, на что обращать внимание, при выборе и при обслуживании какого то двигателя и позволит продлить ресурс любого мотора. И если кто то из новичков знает их принципиальные отличия, то можно пропустить часть текста и читать далее.

Все современные двигатели, как бензиновые, так и дизельные имеют практически одинаковые основные части мотора — блок цилиндров и головку блока (ну разве что камеры сгорания разные). А значит и ремонт этих деталей, а так же цены на их ремонт практически одинаковы, но не будем забегать вперёд. Следует отметить, что у дизелей почти все внутренние детали изготовлены с значительным запасом прочности, так как степень сжатия и компрессия у дизеля значительно больше (очень подробно о компрессии дизеля описано тут).

И от того, что все детали дизельного двигателя имеют повышенный запас прочности и меньшие обороты коленвала, ресурс (пробег) дизельных иномарок значительно больше, чем у бензиновых собратьев. Некоторые большеобъёмные дизеля проходят более миллиона км., без капитального ремонта, а при грамотном, своевременном техобслуживании и качественном моторном масле ещё больше.

Так же виновником долговечности дизельных моторов большую роль играет смазывающее свойство дизельного топлива, в отличии от «сухого» бензина, у которого напрочь отсутствуют смазочные свойства.

Ну а большинство бензиновых иномарок, едва превышают пробег в полмиллиона, и то при хорошем обслуживании, хорошем бензине и масле (есть конечно исключения и они зависят от качества деталей и грамотной сборки, например колец — подробнее об этом вот тут). Но не стоит особо завидовать владельцам современных дизелей, так как ниже будут описаны не только плюсы, но и минусы дизельного двигателя.

К тому же если вы привыкли часто менять машины на модель посвежее, например через пару-тройку лет эксплуатации, то вряд ли большие пробеги дизельных моторов без капитального ремонта будут иметь для вас большое значение. Если же покупаете дизельную иномарку себе надолго, то тогда да.

Как бензиновый современный мотор с системой впрыска, так и современный дизель, оснащены форсунками, которые впрыскивают бензин в камеры сгорания в нужный момент и на необходимый промежуток времени. Конечно же есть существенная разница в давлении топлива, но не об этом сейчас речь. А вот воспламенение впрыснутого в камеру сгорания топлива происходит совсем по разному.

У бензиновых моторов для этой функции имеется ещё и система зажигания, подающая высоковольтный разряд на каждую свечу зажигания в определённое время, поджигающая впрыснутую в камеру сгорания горючую смесь. И система зажигания иногда выходит из строя (при несвоевременном уходе), особенно свечи зажигания, которые не любят отечественной бурды, называемой бензин (подробнее почему даже качественные свечи выходят из строя читаем тут).

У дизельных двигателей, чтобы поджечь впрыснутое в камеру сгорания топлива никакой отдельной системы не нужно, что упрощает конструкцию и уменьшает риск возникновения неисправностей. Дизельное топливо самовоспламеняется, при достижении в камере сгорания определённого давления сжатия, при котором давление и температура топлива, впрыснутого в камеру сгорания (форкамеру), возрастает до температуры самовоспламенения.

Бензин или дизель — плюсы и минусы более подробно.

Но зимой, при минусовых температурах, когда стенки камер сгорания (форкамер) и самого мотора очень холодные, достигнуть температуры самовоспламенения топлива становится труднее, особенно если дизельный мотор имеет значительный пробег и компрессия его уже не та, что была раньше.

А значит и давление сжатия топлива уже не то и от этого и температура в форкамерах для самовоспламенения топлива уже недостаточна (подробно как напрямую зависит лёгкость запуска дизеля от показателя компрессии — ссылка на статью об этом выше в тексте — самая первая ссылка).

Если же показатель компрессии отличный, почти как на новой машине, а состояние аккумуляторной батареи тоже, то вопреки распространённому неверному мнению, уверяю, что дизельный мотор заведётся в сильный мороз не хуже бензинового. Это хорошо доказывает статья про компрессию дизельного мотора (опять же ссылка выше).

И поэтому у дизелей, для надёжного запуска, более важен показатель компрессии, чем у бензиновых моторов, даже несмотря на то, что дизели оборудуют свечами накаливания, которые подогревают форкамеры при пониженных температурах окружающего воздуха и от этого достичь температуры самовоспламенения становится легче.

Так же важно состояние аккумулятора и чем оно лучше, тем выше обороты стартера и соответственно коленвала (так называемая пусковая частота), при попытке пуска, тем легче (быстрее) создать нужное давление сжатия и самовоспламенения дизельного топлива.

Но свечи накаливания, или реле свечей, тоже выходят из строя и имеют свой ресурс (как проверить свечи накаливания и почему некоторые дизеля плохо запускаются при похолодании, советую почитать вот тут).

В добавок к выше сказанному, на дизелях стоят форсунки, которые могут выйти из строя от нашей бурды, именуемой дизельным топливом. А заменить или отремонтировать форсунку это совсем не то, что заменить или почистить свечу зажигания. Да и цена одной форсунки для современных дизелей может повергнуть многих водителей в шок (примерно 1000$, как будто она из платины или из белого золота?).

А ведь форсунка не одна,  их минимум четыре, если движок четырёхцилиндровый, ну а на V-образных 8-ми цилиндровых двигателях их 8 штук. И многим стоит подумать, а стоит ли покупать автомобиль с таким мотором? Особенно если на одометре машины пробег тысяч 200 и более, а родные форсунки не меняли. Ведь современные форсунки рассчитаны на пробег примерно 150 тысяч км., и то на нормальном европейском топливе.

И то, что через определённый пробег придётся менять дорогостоящие форсунки, сводит на нет то, что у дизелей огромный ресурс поршневой группы, которая выхаживает без ремонта более миллиона км. Ведь стоимость новых форсунок, может превысить стоимость новой поршневой группы в несколько раз.

Но высокая цена самых современных форсунок (я имею в виду форсунки свежих дизелей с системой Common Rail) объясняется довольно просто — детали современной форсунки настолько точны в изготовлении и малы, что для их изготовления требуется самое дорогое, современное и очень точное оборудование.

Можно конечно отремонтировать и самые современные форсунки, только вот грамотный сервис по этому делу не так то просто найти, да и цена на ремонт будет конечно же дешевле новой форсунки, но тоже не маленькая. А действительно грамотных обученных мастеров по этому делу не так то просто найти (особенно где нибудь в глубинке), а если и найдёшь, то приём к ним зачастую только по записи, а цены приятные только для автосервиса.

К тому же содержащаяся в дизельном топливе вода, может повлиять не только на форсунки, но и на ТНВД, который тоже очень дорог и обездвижить дизельную иномарку в любой момент. Особенно если ездить не каждый день (подробнее о том, как доработать топливную систему дизеля, чтобы исключить попадание воды и поломку ТНВД, советую почитать вот тут). Ведь зарубежным производителям дорогостоящей топливной аппаратуры и в голову не приходит, что в дизельном топливе может быть вода.

Конечно же и владельцам бензиновых автомобилей вода в бензине может принести не мало хлопот, но затраты на эти хлопоты или на ремонт, ощутимо дешевле. Ведь отремонтировать ТНВД — это вам не перебрать карбюратор или проверить бензонасос на впрысковой иномарке, тут всё гораздо сложнее, а цены на новые детали для дизеля, в особенности для топливной аппаратуры, значительно выше.

Хотя и с современным бензиновыми моторами с системой впрыска не мало проблем из-за некачественного бензина (как самостоятельно проверить бензин без хим-лаборатории, можно узнать вот здесь). Но замена бензиновых форсунок обходится дешевле, чем для современного дизеля. Ну а что касается очистки форсунок, то цены примерно одинаковые, а как очистить бензиновые форсунки можно почитать вот тут, ну а очистка (промывка) дизельных форсунок описана вот здесь.

Ещё следует добавить и проблемы с зимней соляркой при похолодании, ведь зимнее топливо часто появляется на заправках когда уже несколько дней стоят морозы. Конечно же можно ездить и на летнем топливе в холодных условиях (подробнее об этом вот здесь) но это всё таки тоже хлопоты.

Ну и самый маленький минус (хотя для кого как) — это более громкий звук дизельного двигателя с тракторным уклоном, который многим не нравится, хотя на современных иномарках моторы очень тихие.

Ну а что касается турбин и более качественного масла для турбодвигателей, то здесь примерно всё одинаково, так как достаточно мощные моторы современных автомобилей, оснащены турбиной в независимости от типа двигателя, то есть как турбо-дизеля, так и бензиновые турбо-моторы и требования к турбинам, а так же ремонт турбин, по цене практически одинаковые.

И последний минус современного дизеля для многих водителей (хотя для меня это совсем не минус) — это то, что к ремонту или техническому обслуживанию дизельной иномарки нужно относиться более серьёзно, чем к бензиновой. И знакомый гаражный мастер, который перебрал кучу бензиновых агрегатов, может наделать косяков, впервые взявшись перебрать дизельный мотор.

Ведь даже банальная замена ремня ГРМ на современном дизельном двигателе, без соответствующих знаний и нужного инструмента, может обернуться поломкой деталей. Очень подробно я описал эти нюансы в статье «Что нужно знать владельцу дизельной иномарки» и тем новичкам, кто решил купить дизельную машину, советую кликнуть и почитать (статья находится вот тут).

И надеюсь узнав некоторые особенности технического обслуживания дизеля, у вас не отпадёт желание стать владельцем дизельной иномарки. Ведь многие водители, сев за руль дизельной машины, уже никогда не купят бензиновую тачку.

К тому же не стоит забывать и про множество плюсов дизельного двигателя. Это потрясающая тяга как на низах, так практически во всём диапазоне оборотов. За это дизеля и любят владельцы внедорожников, которые не только за счёт компоновки кузова (большого клиренса) и грязевой резины могут вылезти из любой грязи и заехать на любую горку, но ещё и от потрясающего крутящего момента и огромной тракторной тяги практически с холостых оборотов.

При этом впечатления у водителя дизельной иномарки потрясающие, а владельцы бензиновых машин (если конечно попробуют проехать), после такого «офроуда», начинают задумываться: а ведь бензиновый мотор для прохождения подобной трассы (точнее её полного отсутствия) нужно было бы раскручивать до «поросячьего визга» (то есть до очень больших оборотов).

Конечно же и у бензиновых мощных спортивных тачек имеются свои приколы (плюсы) и на них можно получить не меньше удовольствия (адреналина) где нибудь на треке, как и при преодолении болотистой местности на джипе, с большим креном машины.

Но всё же стоит заметить, что современные турбированные дизельные двигатели, напичканные современной электроникой — это совсем уже не те тракторно-подобные вялые агрегаты, что были лет 15 назад. Современная дизельная иномарка, по динамике разгона совсем не уступает некоторым бензиновым моторам, схожего рабочего объёма. А крутящий момент ощутимо превосходит бензиновые двигатели того же рабочего объёма.

Кроме этого, современные дизели ощутимо экологичнее бензиновых моторов, если они конечно исправны, так как вредных веществ в выхлопе дизельных двигателей ощутимо меньше, а дымность является признаком неисправности. Экологичность во многих странах важный фактор (для всего человечества тоже).

Хотя сажевый фильтр, установленный в выхлопной системе современных дизелей достаточно дорог, и когда-то его придётся менять, но если взять выхлопную систему современных бензиновых машин, то там тоже имеются довольно дорогие детали, например лямбда зонд. Так что в этом плане растраты на детали, которые установлены в выхлопных системах и дизеля и бензина примерно одинаковы.

Ну и конечно же главный плюсовой определяющий фактор при покупке дизеля для многих водителей — это конечно же экономичность дизельной иномарки, причём значительная, по сравнению даже с самыми современными впрысковыми бензиновыми двигателями (с прямым впрыском) схожего рабочего объёма и того же года выпуска.

Бензин или дизельЭкономия составляет примерно 30% по расходу топлива, да ещё и в некоторых странах или регионах цены на соляру дешевле, чем на высокооктановый бензин. Хотя в некоторых странах как то умудряются продавать соляру дороже 95-го бензина, но 98-й всё таки дороже, а в некоторых странах и 95-й тоже дороже дизельного топлива (см. фото слева).

И хотя и не на много дороже, но когда заправляешь полный бак, да и каждодневные пробеги достаточно большие, то даже небольшая разница в цене хорошо чувствуется.

Но следует учесть, что выгода в расходе топлива актуальна только для немного подержанных машин. Ведь новая дизельная иномарка схожего рабочего объёма, модели и комплектации, обойдётся дороже нового бензинового автомобиля двойника, примерно на пару тысяч единиц европейской или американской валюты (разница цены конечно же зависят от страны и других условий и может быть больше).

Переплатив такие деньги, можно купить однотипную бензиновую машину но уже с «полным фаршем», включая АКПП и климатическую установку. Или на ту же разницу в цене можно будет заправляться несколько месяцев подряд и проехать на девяносто втором бензине почти 20 тысяч километров (при расходе примерно 10 — 11 литров на сотню).

Но для подержанных автомобилей, разницы в цене машин с дизелем или бензином вообще может не быть в некоторых странах. Тем более следует учесть, что те же 20 тысяч на дизеле можно проехать с более приятным расходом топлива ( примерно 8 литров на сотню), а значит за те же деньги можно при желании проехать не около 20-ти тысяч, а более тридцати. Разница ощутимая.

И ещё при вечном вопросе бензин или дизель следует учесть ещё один немаловажный фактор — это частота пользования автомобилем. Ведь если только изредка выезжать по выходным на новой дизельной иномарке, то её бóльшая стоимость не окупится довольно долго. И наоборот, если на дизельной машине ездить каждый день, то тогда за счёт экономии топлива, более дорогая цена новой машины быстро окупится.

Ниже будут более конкретно описаны плюсы и минусы бензиновых и дизельных двигателей, чтобы новичкам была лучше видна разница.

Чем хорош дизель — его плюсы по сравнению с бензиновым мотором.

  • Экономичность (примерно на 30 — 40%).
  • Дешевле дизельное топливо.
  • Больше крутящий момент во всём диапазоне оборотов.
  • Из-за большего крутящего момента, реже приходится переключать передачи.
  • Больше ресурс дизельного двигателя (примерно на 40 — 50%).
  • Из-за отсутствия системы зажигания выше надёжность.
  • Экологичнее в исправном состоянии (меньше выброс СО).
  • При больших каждодневных пробегах позволяют существенно сэкономить на топливе.

Минусы дизельных двигателей.

  • Требовательны к качеству топлива, особенно не любят воду в топливе.
  • Требуют грамотного обслуживания и диагностического стенда.
  • Очень дорогие детали топливной аппаратуры.
  • Свечи накаливания дороже свечей зажигания.
  • Новые машины дороже, чем бензиновые.
  • При износе поршневой группы и уменьшении компрессии, плохо запускаются зимой.
  • Могут возникнуть проблемы с летним топливом в холодное время.

Чем хорош бензиновый мотор — его плюсы по сравнению с дизелем.

  • В зимний сезон не нужно менять топливо на летнее.
  • Свечи и форсунки дешевле чем у дизеля.
  • Карбюратор или топливная рампа (бензонасос) дешевле ТНВД.
  • Ремонт и обслуживание менее сложное.
  • Более мощный и оборотистый мотор (имеется в виду форсированные моторы) и лучше динамика разгона.
  • При изношенной поршневой и недостаточной компрессии легче запустить, особенно зимой.

Минусы бензиновых двигателей.

  • Более прожорлив, чем дизель (на 30-40%), особенно это чувствуется если ездить каждый день.
  • Цена высокооктанового бензина выше цены на дизельное топливо.
  • Из-за меньшего крутящего момента приходится чаще переключать передачи (и больше раскручивать мотор).
  • Меньший ресурс (примерно в два раза).
  • Наличие системы зажигания, что уменьшает надёжность.
  • Часто приходится менять свечи из-за плохого бензина.
  • Больше всемозможных датчиков у инжекторного двигателя, чем у дизеля, а значит выше вероятность их отказа.
  • Более токсичны, чем современные дизели (выше содержание СО).

Теперь остаётся подвести итоги. Как видно из того, что описано выше, плюсов и минусов как у бензинового двигателя, так и у дизельного, примерно одинаковое количество. Конечно же есть и другие, которые я может быть упустил в этой статье, да простят меня читатели (если вспомню, то может быть допишу), но суть не в этом.

Так что же покупать начинающему водителю — бензин или дизель? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте:

  1. имеется ли у вас поблизости качественный автосервис с грамотными специалистами (или вы сами неплохо разбираетесь в технике).
  2. имеются ли у вас поблизости заправки с проверенным качественным топливом.
  3. будете ли вы ездить каждый день на работу и наматывать за месяц приличный километраж.
  4. желаете ли вы ездить на одной машине несколько лет и не продавать её через пару лет.
  5. любите ли вы спокойную езду, а не отжиг резины со светофоров.
  6. любите ли вы выезжать в лес, на дачу, рыбалку и являетесь поклонником внедородников.

Если ДА, то вам желательно купить дизельную иномарку.

А теперь подумайте:

  1. любите ли вы динамичные поездки с раскруткой мотора, визгом и отжигом резины, и не против по выходным покататься на треке.
  2. после покупки машины, вы скорей всего покатаетесь пару лет и смените тачку на более свежую.
  3. ездить на ней вы будете не каждый день и наматывать не слишком большие пробеги.
  4. живёте где нибудь в глубинке и у вас нет нормальных автосервисов, а только лишь знакомый слесарь-ремонтник из соседнего гаража.
  5. живёте в городе или посёлке, где у вас часто на заправках попадается некачественное топливо, а зимнее топливо привозят только к середине зимы.
  6. с детства привыкли обслуживать только простые бензиновые машины (например поменять свечу, настроить зажигание, карбюратор можете и сами).

Если да, то покупайте бензиновую тачку.

В заключении хочу сказать, что не часто, но всё же бывают водители, которые предпочитают и тот и другой тип двигателя, в зависимости от личных нужд и от условий эксплуатации. Ведь мало кто имеет две машины, и дизельную и бензиновую, и к примеру на дизельной иномарке ездит каждый день в офис, а на спортивной бензиновой тачке отрывается по выходным где нибудь на треке. Но это по моему и есть лучший вариант, хотя и требует он дополнительных средств, но многие состоятельные автовладельцы (особенно за рубежом) так и делают.

У кого же есть и машина и мотоцикл (например как у меня) то тут ещё проще, так как на работу каждый день можно спокойно ездить на дизельной иномарке, а по выходным отрываться на байке. А если например лето и город заполнен пробками, то про машину можно и забыть на время, и ездить на мотоцикле.

И последнее: плохих и ненадёжных машин не бывает, бывают плохие водители, и при умелом и заботливом уходе, любой тип двигателя, как бензиновый, так и дизельный прослужит долго и без поломок, надеюсь это многие понимают.

Вот вроде бы и всё. Надеюсь многие начинающие водители, прочитав эту статью, уже решили для себя, что выбрать — бензин или дизель, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.