Как уменьшить расход топлива.
Как уменьшить расход топлива? — этим вопросом задаются абсолютно все водители вот уже более ста лет, ещё с времён самых первых самодвижущихся экипажей. И не секрет, что КПД даже самого современного двигателя внутреннего сгорания, оставляет желать лучшего, и расход топлива тоже. Но всё же за долгие десятилетия постоянных исследований, инженерам двигателистам удалось добиться существенного снижения расхода топлива современных ДВС. Но несмотря на это, вопрос как уменьшить расход топлива до сих пор остаётся актуальным. В этой статье мы рассмотрим, от каких факторов может повыситься расход топлива (при исправном двигателе), и если учесть эти факторы, то можно добиться ощутимого снижения расхода топлива автомобиля или мотоцикла, и разумеется этот расход зависит не от инженеров и высоких технологий, а прежде всего от самого водителя.
То, что влияет на уменьшение расхода топлива.
Выбор двигателя автомобиля в зависимости от потребляемого топлива.
Начнём с самого первого, с чего начинается автомобильная жизнь любого водителя — с выбора. Многие начинающие водители мечтают, а потом и покупают мощный автомобиль, с большим литражом двигателя, а мотом удивляются, что заправку надо посещать ощутимо чаще, чем например её посещает сосед, ездящий на скромной микролитражке.
Нет, я не в коем случае не призываю покупать скромные и малообъёмные машинки, я и сам люблю большие автомобили, но всё же если вы ездите каждый день на работу, да ещё и через пробки, то можно купить машинку поскромнее, а для выходных приобрести солидный автомобиль и как говорится отрываться за неделю.
К тому же, чтобы иметь экономичную машину, не обязательно покупать микролитражку, ведь сейчас вполне приличные и солидные машины имеют современные дизеля, объёмом более двух литров, которые имеют довольно скромный расход топлива, и потребляют ощутимо меньше солярки, по сравнению с бензиновым мотором такого же объёма. Но всё же дизельная малолитражка (например объёмом 1,1 — 1,3 литра) будет кушать ещё меньше топлива, и такую стоит приобрести например для работы.
А если вы приобретёте автомобиль, двигатель которого работает на метане, то трата денег на заправках будет ещё меньше. И несмотря на то, что машины, работающие на природном газе, несколько дороже бензиновых или дизельных, но затраты при покупке всё равно потом окупятся меньшей татой денег на голубое топливо. В Европе, машины работающие на газе, становятся очень популярны, вытесняя дизели.
Ну и сейчас уже начали появляться современные гибридные автомобили, у которых под капотом и электромотор и ДВС. И такие машины завоёвывают всё бóльшую популярность, так как расход топлива у них ощутимо меньше, чем у всех привычных нам автомобилей, а общие затраты на топливо даже меньше чем на метане. За такими машинами будущее, как и за электромобилями, которые уже в некоторых европейских городах работают в такси.
Но скажу главное — какой бы не был автомобиль, при поездках на нём у одного водителя может быть большой расход топлива, а у другого водителя, при поездках на этом же автомобиле, расход может быть существенно ниже. Поэтому если вы задались вопросом — как уменьшить расход топлива, то знайте, что всё зависит только от вас. И некоторые рекомендации по снижению потребления топлива, которые полезно знать, будут описаны ниже.
Прогревать или не прогревать мотор перед поездкой?
От этого вопроса напрямую зависит общий расход топлива и разумеется общее количество денег, оставленного водителем на заправках. И многие водители так и не уверены в точном ответе — прогревать или нет мотор перед поездкой? Подробно об этом вопросе я написал отдельную статью, которую советую почитать вот здесь. Но одно могу сказать, что современные двигатели прогревать нет смысла, и многие водители прогревают зимой машину скорей не для того, чтобы прогреть мотор, а чтобы было приятно садиться в тёплый прогретый салон.
Однако любой человек понимает, что при этом вылетает в выхлопную трубу лишнее топливо, но мало кто знает, что расход его на холодном моторе, ощутимо увеличивается в несколько раз. А в движении (под нагрузкой) мотор быстрее прогреется, а значит быстрее начнёт работать экономичнее. Поэтому если вы хотите сэкономить и время и деньги, то придётся садиться в холодный салон и на холодное сиденье.
А если включить при прогреве машины ещё и подогрев сидений, или подогрев лобового стекла, то расход топлива повысится ещё больше — ведь законы физики не обманешь. И чем больше электрических потребителей на машине и больше нагружен генератор, тем больше расход топлива, но об этом подробнее немного ниже.
Впрочем особо рукастым мастерам, при желании можно существенно уменьшить время прогрева салона автомобиля зимой, а как этого добиться, можно почитать вот в этой статье.
Электрооборудование машины влияет на расход топлива.
Многие водители оборудуют свою машину солидной музыкой с мощным сабвуфером, дополнительными фарами, противотуманками, инвертором, телевизором в салоне, видеокамерой заднего вида, и другими дополнительными благами (электрическими потребителями). Я и сам любитель всего этого и всё это конечно же повышает удобство и комфорт машины, но не стоит забывать, что чем больше потребителей, тем труднее прокручивать шкив генератора, и на это двигатель машины или мотоцикла будет расходовать дополнительную мощность, от которой повысится и расход топлива.
Здесь всё просто как на чашах весов — чем больше потребителей, тем больше нагрузка на генератор и на двигатель машины, и разумеется больше потребление топлива. Поэтому если вы любитель мощного звука, комфорта и вообще любого дополнительного электро-оборудования, то приготовьтесь к тому, что платить за топливо придётся больше. Если же в какой то момент у вас напряг с деньгами и вы хотите сэкономить на топливе, то просто пока не включайте дополнительные потребители в поездках, по крайней мере до лучших времён.
Поездки при включенных фарах конечно же безопаснее, но если есть возможность (например днём на пустынной трасе) , то хотя бы временно выключайте фары, чтобы исключить нагрузку на генератор, это позволит сэкономить не только ресурс ламп в фаре, но и расход топлива.
Ну а если вы любитель тюнинга, но при этом хотите сэкономить топливо, то это не так просто, но возможно. Замените для начала все лампочки на машине (кроме главного света в фарах) на светодиодные, которые ощутимо экономичнее. Кстати и в фарах светодиоды скоро появятся, вместо галогенок и ксеноновых ламп, и о новых светодиодных фарах, которые светят не хуже ксенона, советую почитать здесь.
Особенности управления.
Большинство водителей, особенно начинающих, думают, что слишком большой расход топлива происходит от какой то неисправности двигателя своего автомобиля или мотоцикла, но мало кто задумывается о том, правильно ли он работает коробкой передач, педалью акселератора или тормоза, а тех водителей, кто смотрит на тахометр, вообще единицы. Большинство водителей, даже начинающих, считают себя асами, и мало кто интересуется о правильном и экономичном управлении.
А начинается всё со старта : многие водители, особенно новички, заводя двигатель и после его запуска, постоянно играют педалью газа, периодически повышая обороты — зачем? Такие манипуляции педалью газа делались раньше на старых карбюраторных машинах, и то, вытащив чок (обогатитель) при прогреве двигателя, можно было вообще не трогать педаль газа. Сейчас же большинство машин имеют электронный впрыск топлива, или современные дизельные двигатели, и эти современные автомобили легко заводятся без газа, даже когда мотор холодный.
Но часто видишь картину, как будто у водителя с ногой что то не в порядке, постоянные перегазовки при прогреве или при трогании с места, не говоря уже о старте со светофора. И если вы хотите сэкономить топливо, то заводите современный мотор не трогая акселератор, а при трогании с места плавно давите на газ.
Современный мощный двигатель, ускоряет машину достаточно быстро и при плавной подаче газа, при этом посматривайте за тахометром и не крутите мотор до слишком высоких оборотов (до красной зоны шкалы) А чтобы слишком резко ускориться, подумайте вначале, нужно ли это вам? Так как самое большое потребление двигателем топлива и износ его деталей, происходит именно при резком ускорении.
Но и слишком затягивать разгон тоже не рекомендуется, так как при слишком медленном разгоне увеличивается общее время работы двигателя, и расход топлива растёт. Старайтесь в поездках придерживаться оборотов не более 2 — 2,5 тысячи/мин для дизелей, и 2,5 — 3 тысячи для современных бензиновых машин. А работая механической коробкой передач, при переключении скоростей старайтесь придерживаться этих же оборотов двигателя, не завышая их.
Но и слишком рано переключаться тоже не рекомендуется, то есть не переходите на повышенную передачу, пока не раскрутите двигатель до выше написанных оборотов. А вообще советую изучить мануал своей машины (двигателя) и придерживаться оборотов, рекомендованных заводом изготовителем вашей модели автомобиля, так как у разных машин, режимы оборотов при эксплуатации двигателя могут отличаться.
Кстати, на тахометрах или спидометрах некоторых машин и мотоциклов (см. фото слева), имеются чёрточки, которые указывают на какой скорости или при каких оборотах следует переключать передачи. Количество этих отметок равно количеству передач в коробке. Если вы начинающий водитель, и ещё не купили машину, но хотите приобрести автомобиль именно с механической коробкой передач, а не с автоматом, то при её выборе автомобиля обратите внимание, есть ли эти отметки на спидометре или тахометре — они помогут вам быстрее привыкнуть к правильному выбору передачи, в зависимости от оборотов и скорости движения.
Желательно изучите в мануале вашей машины и её скорость, при которой двигатель имеет самый экономичный режим, и особенно в дальних поездках придерживайтесь этой скорости. Большинство машин, даже современных, потребляют меньше топлива на скоростях до сотни, а после сотни расход резко увеличивается. Так как после ста километров в час существенно возрастает расход топлива из-за сопротивления воздуха.
Наименьший расход топлива на больших скоростях имеют машины с хорошей аэродинамикой (с плавными обводами). Но даже лишнее зеркало, дополнительные фары, установленные на передок, или просто открытое окно машины, повысят расход топлива, из-за увеличившегося сопротивления (завихрения) воздуха.
Ну а полный багажник на крыше, не только ощутимо повысит расход топлива, но ещё и снизит максимальную скорость. Поэтому если есть место в штатном багажнике или в салоне, всегда используйте его, и только в крайнем случае используйте багажник на крыше, особенно в дальних поездках на больших скоростях. И по возможности берите в поездку только самые необходимые и лёгкие вещи, так как законы физики довольно просты — лишний килограмм груза пропорционально увеличивает расход топлива и чем больше вес, тем больше расход.
И ещё о аэродинамике: грязная или покрытая снегом (льдом) машина, будет потреблять больше топлива не только из-за плохой аэродинамики, но ещё и из-за увеличившегося веса, ведь снег, лёд и грязь тоже имеют массу.
В дальних поездках пользуйтесь круиз контролем (если он есть) — эта функция поможет расслабиться да и топливо сэкономить. Но если местность имеет множество подъёмов и спусков, то разумеется следует отключить круиз контроль, так как в таких условиях при включенном круиз контроле расход может увеличиться.
При въёзде в незнакомый населённый пункт, при его пересечении используйте навигатор (если он есть), который позволит пересечь город по кратчайшему маршруту и естественно сэкономит топливо.
Если же в поездке вы двигаетесь накатом (например на затяжном спуске), и у вас современный двигатель, напичканный электроникой, то не включайте в этом случае нейтраль, а просто перейдите на повышенную передачу, так как на большинстве современных машин, при сбросе газа и движении накатом на передаче, электроника ощутимо снижает расход топлива. К тому же при движении накатом на скользкой дороге, включать нейтраль опасно.
Если же у вас более старая карбюраторная машина, то при движении накатом наоборот включите нейтраль, чтобы обороты мотора снизились до холостых, если конечно же вам не нужно тормозить двигателем, например на скользкой дороге.
Двигаясь в плотном городском трафике, по возможности держите дистанцию перед впереди идущими машинами. Это поможет избежать частых торможений и разгонов, то есть позволит держать плавный ритм движения. А если вы увидели, что впереди идущая машина начинает торможение (видно по загоревшимся стоп-сигналам), то заблаговременно и плавно сбавьте скорость, и возможно, вам не придётся полностью останавливаться и вновь трогаться с места, так как впереди удущая машина опять начнёт движение.
То же касается и светофоров — следите за их огнями заранее, плавно сбавляя скорость при красном сигнале светофора, и возможно вам не нужно будет сделать полную остановку, пока загорится зелёный, и пока ваша машина медленно подъёзжает к нему. А как известно полная остановка и новый разгон при трогании с места — это дополнительный расход топлива.
Кроме сэкономленного топлива, при вышеописанных плавных способах движения, вы сэкономите ещё и на тормозных колодках и шинах, которые будут меньше изнашиваться, да и движение машины будет всегда безопасным на скользкой дороге. Но если же дорога сухая, то избегайте торможения без выжатого сцепления, так как сбавление крутящего момента мотора с помощью тормозов, приводит к повышенному расходу топлива, особенно на более старых машинах, без электронных систем.
Начинающим водителям, не привыкшим к управлению машины, полезно установить на панель приборов эконометр (см.фото слева) который поможет ездить в экономном режиме.
Если же нет в продаже импортного прибора, то купите жигулёвский, как на фото ниже. Подключить его не составит труда по жигулёсвкой электросхеме.
Если у вас свежий аккумулятор и отлично работает стартер, а остановки (например в пробках) долгие, более минуты, то глушите двигатель. Многие машины, даже на холостых оборотах, потребляют не мало топлива. И ещё: если вы часто ездите в пробках и у вас машина с автоматической коробкой передач, то такая машина способна трогаться и двигаться без подачи газа, для этого следует включить специальный режим (R или D) и машина будет двигаться без газа, а расход топлива будет меньше. Такой же режим следует использовать и при движении задним ходом, особенно если проехать задом нужно достаточно.
Подробнее о том, что полезно знать водителям о машинах с автоматической коробкой передач, я написал несколько статей, которые можно найти в рубрике «Разное, но полезное», а о режимах работы машины с автоматом, советую почитать вот эту статью.
В поездках без особой необходимости не включайте кондиционер, особенно загрязнённый, (а как его почистить читаем вот тут), так как его работа тоже увеличивает расход топлива. Кондиционер, а точнее его компрессор, также как и генератор заставляет при его прокручивании затрачивать дополнительную мощность двигателя, увеличивая потребления топлива.
Кстати, на многих современных бусиках (минивэнах) имеются два кондиционера, один из которых работает на заднюю часть автомобиля. Если сзади нет пассажиров, то отключите заднюю систему принудительно.
Как я уже говорил ранее, холодный двигатель потребляет в несколько раз больше топлива, чем прогретый мотор. Поэтому если у вас запланировано на утро несколько поездок в разные места, то советую сначала съездить в самое отдалённое место, чтобы мотор успел хорошо прогреться. И тогда для последующих поездок вы будете заводить уже хорошо прогретый мотор, и это позволит уменьшить расход топлива (общий расход за поездку).
А если предполагаются слишком короткие поездки, при которых мотор не успеет хорошо прогреться (а в баке мало топлива), то не проще ли съездить в булочную на велосипеде, или прогуляться пешком (конечно же если на улице не льёт дождь). Кроме сэкономленного топлива и пользы окружающей среде, вы ещё и здоровье укрепите.
Уход за автомобилем и его двигателем позволит уменьшить расход топлива.
Кроме очистки машины от снега, льда и грязи, чтобы добиться минимального расхода топлива следует знать и выполнять ещё кое что.
- Ну во первых следует использовать моторное масло той вязкости, какое рекомендует завод изготовитель вашей машины. Так как из-за повышенной вязкости масла мотор будет тяжелее прокручиваться (особенно при холодном моторе зимой) и затрачивать дополнительную мощность на преодолении вязкости — естественно расход топлива будет больше. Но и слишком жидкое масло применять не стоит, так как условия смазки (особенно на горячем моторе) ухудшаются. Оптимальный вариант, как я уже гворил, масло рекомендованное заводом изготовителем машины.
- Своевременная замена масла и масляного фильтра не только увеличит ресурс двигателя, но и уменьшит его расход топлива. Ведь через грязный (забитый) фильтр масляному насосу труднее прокачивать масло, на это будет затрачиваться бóльшая мощность мотора и потребление топлива двигателем повысится.
- Своевременная замена воздушного фильтра тоже благоприятно скажется на расходе топлива. Ведь при засорении воздушного фильтра, рабочая смесь в любом моторе обогащается, и естественно расход топлива увеличивается. На тех машинах, которые ездят в сельской местности, следует менять фильтр в два раза чаще, чем рекомендует завод изготовитель. Ведь завод изготовитель любой машины иномарки предписывает замену фильтров и других расходников, исходя из того, что европейские дороги периодически моют специальными моющими составами. А видели ли вы хоть раз, чтобы мыли наши дороги??? И многие сельские водители удивляются, что вроде бы меняют фильтр как рекомендует завод, а машина коптит и жрёт топливо как паровоз.
- Следите за чистотой двигателя и радиатора и периодически следует производить мойку двигателя, так как грязный мотор (и радиатор) перегревается и от этого тоже расход топлива увеличивается. Оптимальный (экономичный) расход топлива моет быть только у мотора, работающего в требуемом диапазоне рабочих температуры. При понижении, или при повышении этой температуры, потребление топлива двигателем увеличивается.
- Если пришло время менять шины, то знайте, что существуют шины с пониженным сопротивлением качению (их маркировка «LRR» — low rolling resistance — подробнее о маркировке шин и её расшифровке читаем вот здесь). И хотя такие шины могут стоить чуть дороже, но это окупится понижением расхода топлива. Ну и давление в шине должно быть в норме (норма указана на покрышке) , так как понижение давления ведёт к перерасходу топлива (занижение давления всего на 0,5 кг ниже нормы, повысит расход топлива на 5 — 6%), а чрезмерное повышения давления в шинах, приведёт к быстрому износу средней части протектора, уменьшению сцепления шин с дорогой, ну и к быстрому износу деталей подвески.
- Повыситься расход может и от выхода из строя (засорения) лямбда зонда. Причём расход может увеличиться довольно существенно. Подробнее об этом и о том, как почистить лямбда зонд в гаражных условиях, советую почитать вот тут.
- Повыситься расход бензина может и из-за засорения форсунок инжекторного двигателя. Как их почистить можно узнать вот в этой статье.
- Вообще расход может повыситься и на карбюраторных машинах при неправильной регулировке карбюратора, но прежде чем лезть в настройки, советую поехать для начала замерить СО в выхлопных газах, и если замеры покажут превышение нормы, то только тогда следует лезть в карбюратор, и то перед этим убедившись в чистоте воздушного фильтра.
Вот вроде бы и всё. Надеюсь эта статья поможет начинающим водителям уменьшить расход топлива как по трассе так и в городе, успехов всем.